Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Сазоновой В.Г., Федотовой И.В.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Нуруллина И.Н. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 04 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Нуруллина И.Н, к отделу Министерства внутренних дел России по Зеленодольскому району в лице жилищно-бытовой комиссии, федеральному государственному казенному учреждению Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным отказа председателя жилищной комиссии - заместителя начальника ФИО2 за N ... о восстановлении в очереди на получение жилья в Отделе Министерства внутренних дел России по Зеленодольскому району, о восстановлении Нуруллина И.Н, в списках очередности на улучшение жилищных условий согласно сведениям от 10 октября 1994 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Нуруллина И.Н., его представителя Хайруллина А.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Отдела МВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан - Халитова А.Р., ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по РТ" - Марданова Р.Р., возражавших доводам против апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нуруллин И.Н. обратился к Отделу Министерства внутренних дел России по Зеленодольскому району Республики Татарстан (далее по тексту - МВД России по Зеленодольскому району), федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Татарстан" (далее по тексту - ФГКУ УВО МВД по РТ) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан, отказа председателя жилищной комиссии - заместителя начальника ФИО2 за N ... о восстановлении в очереди на получение жилья в Отделе МВД России по Зеленодольскому району, восстановлении в списках очередности в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий согласно сведениям от 10 октября 1994 года.
В обоснование требований указано, что 10 октября 1994 года жилищно-бытовой комиссией Отдела вневедомственной охраны-2 при УВД
г. Зеленодольска и Зеленодольского района истец принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В 2013 году Нуруллину И.Н. стало известно, что в списке сотрудников Отдела МВД России по Зеленодольскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, он не значится. 07 ноября 2013 года истец обратился в Отдел МВД РФ по Зеленодольскому району с заявлением о восстановлении в очереди на получение жилья. Из полученного ответа следует, что в списках очередности сотрудников жилищно-бытовой комиссии УВД Зеленодольского района и г.Зеленодольска по состоянию на 01 марта 2005 года он не состоял, личное дело с ежегодной перерегистрацией в жилищно-бытовой комиссии Отдела МВД России по Зеленодольскому району отсутствует. Считая нарушенными свои жилищные права, просил признать незаконным отказ председателя жилищной комиссии - заместителя начальника ФИО2 за N ... в восстановлении в очереди на получение жилья в Отделе МВД России, и восстановить его в списках очередности на улучшение жилищных условий согласно сведениям от 10 октября 1994 года.
В суде первой инстанции Нуруллин И.Н. иск поддержал.
Представитель Отдела МВД России по Зеленодольскому району иск не признал.
Представитель ФГКУ УВО МВД России по РТ просил в удовлетворении иска отказать.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска
Нуруллина И.Н.
В апелляционной жалобе Нуруллин И.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что состоял в списках очередности с 1994 года, списки очередности передавались и объединялись между структурами одного ведомства МВД РФ, цели ведения списков нуждающихся в улучшении жилищных условий не изменялись. Указывает на отсутствие норм материального права, обязывающих его ежегодно подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий в заявительном порядке. Утеря учетного дела жилищно-бытовой комиссией не может являться основанием для исключения из списков нуждающихся, поскольку на учет истец поставлен в установленном законе порядке.
В суде апелляционной инстанции Нуруллин И.Н., его представитель Хайруллин А.Ф. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Отдела МВД России по Зеленодольскому району - Халитов А.Р., представитель ФГКУ УВО МВД России по РТ - Марданов Р.Р. возражали доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно пункту 12 Постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должно было подаваться заявление, к которому прилагались: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление должно было быть зарегистрировано в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась по установленной форме. Заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматривалось в течение одного месяца со дня его поступления (пункт 14). Такой учет граждан велся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на внеочередное и первоочередное получение жилых помещений (пункт 15). Принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая в том числе, велась по месту постановки лица на учет (пункт 16). На каждого гражданина, принятого на такой учет заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 17). Ежегодно с 01 января по 01 апреля должна была производиться перерегистрация граждан, в ходе которой дополнительно проверялись жилищные условия очередников (пункт 19). При этом пункте 20 указанного Постановления были предусмотрены случаи снятия с учета граждан с такого учета.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ N 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года.
Согласно пункту 2 Положения N 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пунктов 3, 4, 7 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ
(за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно пункту 16 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с
01 марта 2005 года, сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
В соответствии с приказом МВД по Республике Татарстан от 01 июня 2009 года N 402 к компетенции жилищных комиссий органов внутренних дел по муниципальным образованиям Республики Татарстан дополнительно отнесена деятельность по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади в отношении сотрудников (работников, государственных гражданских служащих) органов внутренних дел, проходящих службу, работающих в подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел по муниципальным образованиям Республики Татарстан.
Согласно статье 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Из материалов дела следует, что 10 октября 1994 года жилищно-бытовой комиссией Отдела вневедомственной охраны при УВД по г. Зеленодольску и Зеленодольскому району Нуруллин И.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола выпиской из протокола заседания жилищной комиссии и книгой регистрации заявлений о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Отдела вневедомственной охраны-2 при УВД
г. Зеленодольска МВД РТ.
С 07 декабря 1989 года Нуруллин И.Н. проходил службу в отделе вневедомственной охраны при УВД по г. Зеленодольску и Зеленодольскому району, в настоящее время является пенсионером МВД.
Приказом от 13 марта 2006 года Управления вневедомственной охраны, отдел вневедомственной охраны при УВД г. Зеленодольска и Зеленодольского района Республики Татарстан реорганизован в форме присоединения к нему отдела вневедомственной охраны N 2 (Васильево) при УВД г. Зеленодольска и Зеленодольского района Республики Татарстан.
В 2013 году истец, получив в Отделе вневедомственной охраны по Зеленодольскому району - филиале ФГКУ УВО МВД по Республике Татарстан справку о том, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 10 октября 1994 года, обратился к ответчику с заявлением об уточнении информации о порядковом номере в списке сотрудников на получение жилья.
04 декабря 2013 года истцу направлен ответ, в котором указано, что в ходе изучения архивов жилищно-бытовой комиссии Управления внутренних дел Зеленодольского района и г. Зеленодольска и отдела МВД России по Зеленодольскому району установлено, что в списках очередности сотрудников жилищно-бытовой комиссии УВД Зеленодольского района и г. Зеленодольска по состоянию на 01 марта 2005 года он не состоял, личное дело с ежегодной перерегистрацией в жилищно-бытовой комиссии отдела МВД России по Зеленодольскому району отсутствует, оснований для восстановления в очереди не имеется.
Согласно ответу МВД по Республике Татарстан от 17 апреля 2014 года на обращение истца по спорному вопросу, в связи с отсутствием учетного дела и истечением срока, установленного для восстановления на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, у жилищной комиссии отдела УВД
г. Зеленодольска и Зеленодольскому району РТ не имеется оснований для признания Нуруллина И.Н. нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Нурулина И.Н., суд исходил из того, что с момента издания приказа N 401 от 01 июня 2009 года Министра внутренних дел по Республике Татарстан "Об отдельных вопросах организации деятельности жилищных комиссий" все жилищно-бытовые комиссии ЭКЦ, УФМС, кроме жилищно-бытовой комиссии ОВО при Зеленодольском УВД передали учетные дела нуждающихся в улучшении жилищных условий, образована единая очередь при Отделе МВД России по Зеленодольскому району. Истец свою обязанность по предоставлению документов о жилищных условиях для перерегистрации не предоставлял, поэтому считается исключенным из очереди на получение жилья по состоянию на 01 марта 2005 года, в списках очередников на улучшение жилищных условий не состоит. Таким образом, жилищно-бытовая комиссия ОВО при Зеленодольском УВД не передала учетное дело Нуруллина Н.И. в жилищно-бытовую комиссию Отдела МВД России по Зеленодольскому району, тем самым нарушив права истца состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако истец требований о возложении обязанности на Отдел МВД России по Зеленодольскому району включить его в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий не заявлял. В настоящее время истец также не лишен данного права.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они носят противоречивый характер и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом при разрешении спора неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к вынесению необоснованного решения об отказе в иске.
Указывая на нарушение прав истца со стороны жилищно-бытовой комиссии ОВО при Зеленодольском УВД, не передавшей учетное дело Нуруллина И.Н. в жилищно-бытовую комиссию Отдела МВД России по Зеленодольскому району, суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Материалами дела установлено, что 10 октября 1994 года истец был принят на учет жилищно-бытовой комиссией Отдела вневедомственной охраны при УВД по г. Зеленодольску и Зеленодольскому району в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
После издания приказа N 401 от 01 июня 2009 года МВД по Республике Татарстан "Об отдельных вопросах организации деятельности жилищных комиссий" учетные дела жилищно-бытовой комиссии Отдела вневедомственной охраны при Зеленодольском УВД подлежали передаче в Отдел МВД России по Зеленодольскому району, был образован общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отсутствие истца в списках в последующие годы свидетельствует о нарушении прав истца со стороны жилищно-бытовой комиссии Отдела вневедомственной охраны при Зеленодольском УВД, поскольку какого-либо обоснованного решения об исключении из указанных списков истцу не направлялось и у ответчиков отсутствует.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик фактически является правопреемником жилищно-бытовых комиссий Отделов вневедомственной охраны по ведению учетных дел сотрудников, необращение истца с требованием о включении его в общий список Отдела МВД России по Зеленодольскому району, не является основанием для отказа в иске, поскольку заявленные требования истца о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий направлены на защиту его нарушенного права состоять в общем списке.
Непредставление истцом ежегодно документов в подтверждение нуждаемости, также не может служить основанием для отказа в иске, поскольку обязанность по ведению учетных дел, их хранению, перерегистрации граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, в силу вышеприведенных норм права возложена на учреждения, в которых ведется учет.
В момент постановки Нуруллина И.Н. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
процедура снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировалась статьей 32 Жилищного Кодекса РСФСР и Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335. Из этих нормативных актов следует, что снятие с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возможно только на основании решения органа, которым гражданин был принят на учет. Такой же порядок закреплен частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года. Жилищным законодательством также не предусмотрена обязанность граждан самостоятельно ежегодного подтверждать нуждаемость в улучшении жилищных условий с предоставлением соответствующих документов.
Поскольку до настоящего времени какого-либо решения об исключении Нуруллина И.Н. из списка сотрудников УВД Зеленодольского района и
г. Зеленодольска, состоявших на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий администрацией отдела МВД России по Зеленодольскому району не принималось, об исключении истца из списка по состоянию на
01 марта 2005 года администрация отдела МВД России по Зеленодольскому району Нуруллина И.Н. каким-либо образом не извещала, судебная коллегия приходит к выводу, что истец подлежит восстановлению в списке очередников, состоящих на учете на получение жилья и улучшения жилищных условий в отделе МВД России по Зеленодольскому району с даты подачи заявления о постановке на учет - 10 октября 1994 года.
Вместе с тем оснований для признания незаконным отказа в восстановлении Нуруллина И.Н. в очереди сотрудников на получение жилья от 04 декабря 2013 года N 66/вх Н-20 судебная коллегия не усматривает, поскольку данное письмо носит разъяснительный характер и не является документом, порождающим какие-либо права и обязанности и подлежащим оспариванию.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
04 сентября 2014 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Иск Нурулина И.Н, удовлетворить частично.
Восстановить Нуруллина И.Н, в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников Отдела МВД России по Зеленодольскому району Республики Татарстан с момента постановки на учет с 10 октября 1994 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.