Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.
при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клавдеева В.Б.об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости и
УСТАНОВИЛ:
Клавдеев В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:43, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, поселок Саргазы, улица Ленина, участок без номера, площадью 100 кв.м равной рыночной стоимости в размере 45 000 рублей и с кадастровым номером 74:19:2007026:125, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, поселок Саргазы, улица Ленина, 31, площадью 388 кв.м равной рыночной стоимости в размере 158 300 рублей по состоянию на 01 января 2010 года. В обоснование заявленных требований Клавдеев В.Б. указал на то, что он на основании договоров аренды земельного участка N 65/2011 от 18 апреля 2011 года и N 339/2013 от 29 октября 2013 года является арендатором указанных выше земельных участков и что кадастровая стоимость земельных участков, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, не соответствует рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права заявителя как плательщика арендной платы и установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости позволит снизить размер платежей. В доказательство рыночной стоимости земельного участка Клавдеевым В.Б. представлен отчет об оценке N954.Р-12-2014 от 15 декабря 2014 года, выполненный оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка", которым определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года, и Экспертное заключение (положительное) N 2075/34-14 Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 19 декабря 2014 года на отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвердивший его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Определением Челябинского областного суда от 03 апреля 2015 года о подготовке дела к судебному разбирательству вид искового судопроизводства изменен на судопроизводство по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Клавдеев В.Б. и представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещение о времени и месте рассмотрения дела получили. Заявлений о причинах неявки и ходатайств до начала судебного заседания в суд не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и представителей заинтересованных лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, Управление Росреестра по Челябинской области представили письменные возражения на заявление Клавдеева В.Б.
Изучив заявление Клавдеева В.Б., материалы дела, письменные отзывы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, письменное мнение Управление Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности верховного суда республики и равных ему судов, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Из материалов дела усматривается, что Клавдеев В.Б. на основании договора N 65/2011 аренды земельного участка, находящегося в
государственной собственности, от 18.04.2011 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 12.01.2014 года, заключенных на срок до 18.04.2017 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:43, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, поселок Саргазы, улица Ленина, участок без номера, площадью 100 кв.м, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов" и разрешенным видом использования - "для размещения продуктового киоска".
На основании договора N 339/2013 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 29.10.2013 года, заключенного на срок до 29.10.2016 года, Клавдеев В.Б. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:125, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, поселок Саргазы, улица Ленина, 31, площадью 388 кв.м, относящегося к категории земель "земли населенных пунктов" и разрешенным видом использования -"под строительство центра индивидуального обслуживания населения" и является плательщиком арендной платы в отношении данных земельных участков.
Клавдеев В.Б. в силу норм, содержащихся в Земельном кодексе РФ (п.1, п. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 22), Законе Челябинской области "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (ст.1), как арендатор земельного участка является участником земельных отношений и плательщиком арендной платы, размер которой определяется как произведение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, ставки арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка.
Правительство Челябинской области постановлением от 17 августа 2011 года N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 г.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в случаях, когда арендная плата исчисляется на основании кадастровой стоимости объекта оценки, при условии, что кадастровая стоимость объекта изменилась после заключения соответствующего договора аренды. Поскольку срок действия договоров аренды спорных земельных участков с 18.01.2011 года и с 29.10.2013 года, следовательно, в период с момента их заключения кадастровая стоимость объектов не изменялась, суд полагает, что объем прав
заявителя, заключившего договор аренды на указанных в нем условиях, также не изменился и его права не нарушены.
Для физических лиц статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности не установлен обязательный досудебный порядок, предусматривающий обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно кадастровых справок о стоимости объекта недвижимости от 18.12.2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:43 определена по состоянию на 01 февраля 2011 года и составляет 387 925 рублей, земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:125 кадастровая стоимость определена по состоянию на 26 августа 2013 года и составляет 1 394 390, 52 рублей (л.д.10, 11).
Согласно ответу от 14.04.2015 года N 3910, представленному ФГБУ "ФКП Россрестра" по Челябинской области на запрос суда, спорные земельные участки не вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых определена постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 года N 284-П, поскольку были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет после даты проведения массовой государственной кадастровой оценки (л.д. 164-165).
По заданию Клавдеева В.Б оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка" Грибановой М.С. подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка оценке N954.Р-12-2014 от 15 декабря 2014 года, которым определена рыночная стоимость земельных участков в размере 45 000 рублей и 158 300 рублей по состоянию на 01 января 2010 года, т.е. на дату проведения массовой государственной кадастровой оценки. На отчет об оценке по результатам нормативно-методической экспертизы получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 19 декабря 2014 года о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Рассмотрение судом заявлений об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из положений Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1555-0 следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости -кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Из статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" (далее Закон об оценочной деятельности) следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений упомянутой статьи следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
В случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, при включении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик
объекта недвижимости или сведений об объекте недвижимости, определенных Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", влекущих изменение его кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 113 (далее - Порядок).
Как усматривается из материалов дела, основанием для определения кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка явился акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 25 августа 2014 года и датой определения кадастровой стоимости является соответственно 25 августа 2014 года, так как сведения о кадастровой стоимости оспариваемого земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании указанного выше акта определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2.1 Порядка.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
В данном случае отчет, подготовленный оценщиком ООО "Судебная экспертиза и оценка" Грибановой М.С., которым определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2010 года, не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости этих объектов на дату определения его кадастровой стоимости, т.е. по состоянию на 01 февраля 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:43 и на 26 августа 2013 года для земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:125, поскольку, согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка определена не на 01 января 2010 года. Рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2010 года, т.е. кадастровая стоимость земельных участков и их рыночная стоимость определены на разные даты.
Доводы заявителя, изложенные в исковом заявлении, о необходимости определения рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года являются ошибочными и основаны на неправильном применении норм материального права, в том числе ст.ст. 24.18 и 24.19 Закона об оценочной деятельности
Оценивая представленные доказательства с соблюдением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что поскольку заключение эксперта представлено в качестве единственного доказательства по делу, а иных доказательств рыночной стоимости земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости не представлено, следует признать, что заявитель не доказал рыночную стоимость спорных земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости и оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В ходе судебного разбирательства ходатайства о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка от лиц, участвующих в деле, не поступали. Рыночная стоимость земельного участка должна быть доказана лицом, обратившимся в суд с соответствующим заявлением. При недоказанности требований самим заявителем на заинтересованных лиц и суд не возлагается обязанность по предоставлению или получению другого отчета о рыночной стоимости земельного участка с целью установления его рыночной стоимости. Предметом спора является не выяснение того, какова в принципе рыночная стоимость земельного участка, а установление судебным актом кадастровой стоимости объекта (земельного участка) в конкретном размере и на конкретную дату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Челябинский областной суд
РЕШИЛ:
Клавдееву В.Б.в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:43 и земельного участка с кадастровым номером 74:19:2007026:125 по состоянию на 01 января 2010 года - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.