Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Мельниковой О.Г., Важениной Н.С.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелепова И. В. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края о признании права на пенсию по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию
по апелляционной жалобе истца на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 27 февраля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с названным иском, указав, что он родился в 1995 г., обучается в настоящее время на дневном отделении ... "адрес". Своего заработка не имеет, так как обучается по очной форме обучения, стипендию не получает. Его отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, пропал без вести предположительно в сентябре-октябре 2011 г., когда ему было 16 лет. Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 28.11.2013 г., вступившим в законную силу 30.12.2013 г., ФИО1 признан безвестно отсутствующим. Он обратился с заявлением к ответчику, в котором просил назначить ему пенсию по потере кормильца, однако решением от 26.06.2014 г. в назначении пенсии истцу отказано, поскольку нет такого органа, который в силу своих прямых полномочий мог бы выдать справку о том, что по имеющимся данным лицо состояло на иждивении. Полагая, что право в назначении пенсии у него возникло как у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении, достигшего 18 летнего возраста, но обучающегося по очной форме в образовательном учреждении, просил признать за ним право на пенсию по потере кормильца, обязать ответчика назначить пенсию с 30.12.2013 г..
В судебное заседании истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика исковые требования не признала, указала, что истец обучается по очной форме обучения, родители истца совместно не проживают с 2004 г ... Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 28.11.2013 г. ФИО1 признан безвестно отсутствующим, из решения усматривается, что мать видела в последний раз отца детей в 2009 г ... Согласно выписке из лицевого счета, ФИО1 официально не работает с 30.06.2011 г ... До этого в 2010 г. он работал в ООО " ... " с 01.11.2010 г. по 31.12.2010 г ... С 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. он также работал. После этого сведения об официальном трудоустройстве истца отсутствуют. Согласно копии домовой книги отец истца прописан по адресу "адрес". Полагает, оснований для удовлетворения заявления нет, так как основной возраст, который подлежит доказыванию, после 18 лет. После исполнения истцу 18 лет, ФИО1 не принимал участия в материальной помощи сына, был объявлен в розыск. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласился, подав апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
При этом в п. 2 ст. 9 названного Федерального закона указано, кто признается нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца
В частности таковыми признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (подп. 1 п. 2 ст. 9).
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом п. 4 названной нормы установлено, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Судом установлено, что Шелепов И. В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), является сыном ФИО1, признанного безвестно отсутствующим 28.11.2013 г. (решение вступило в законную силу 30.12.2013 г.) (л.д. 10).
Отец истца - ФИО1 с 30.06.2011 г., как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 18-20), нигде не работал, пенсию не получал.
Из материалов дела следует, что истец Шелепов И.В. является студентом очной формы обучения ... "адрес" с 01.09.2013 г..
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Шелепов И.В. на момент признания отца безвестно отсутствующим достиг возраста 18 лет, доказательств нахождения истца после достижения им 18 летнего возраста на иждивении отца не предоставлено.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Как установлено судом первой инстанции решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 28 ноября 2013 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец ... , был признан безвестно отсутствующим. Решение суда вступило в законную силу 30.12.2013 г. (л.д. 10).
Из указанного решения следует, что ФИО1 был объявлен в розыск с 18.10.2012 г., однако в ходе розыскных мероприятий его местонахождение установлено не было.
На указанный момент (18.10.2012 г.) Шелепов И.В. являлся несовершеннолетним, в связи с чем его иждивение в силу п. 4 ст. 9 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предполагается и не требует доказательств.
Вместе с тем с указанной даты (18.10.2012 г.) Шелепов И.В. не мог по объективным уважительным причинам получать от отца денежное содержание, поскольку его отец пропал без вести, что подтверждается вышеуказанным решением суда от 28 ноября 2013 г., согласно которого ФИО1 был признан безвестно отсутствующим.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что на момент поступления в учебное заведение, а также при достижении Шелеповым И.В. 18-летнего возраста, он имел право на получение материального содержания от отца - ФИО1, что подтверждает нахождение Шелепова И.В. на иждивении его отца - ФИО1.
При таких обстоятельствах судебная коллегия решение суда первой инстанции не может признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, за Шелеповым И.В. подлежит признать право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, ответчика подлежит обязать назначить истцу трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 30 декабря 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 27 февраля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Шелепова И. В. удовлетворить.
Признать за Шелеповым И. В. право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края назначить Шелепову И. В. трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 30 декабря 2013 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району Приморского края в пользу Шелепова И. В. судебные расходы по оплате госпошлины в размере 350 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.