Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кадкина А.А.,
судей: Важениной Н.С., Степановой Е.В.,
при секретаре Сокур М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ларгус" об изменении кадастровой стоимости земельного участка, по частной жалобе ООО "Ларгус" на определение Приморского краевого суда от 17 апреля 2015 года, которым заявление оставлено без рассмотрения.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П обратился с иском к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об изменении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ... кв. м., расположенного примерно "адрес", посредством указания в государственном кадастре недвижимости (далее ГКН) его рыночной стоимости в размере 21200000 рублей, а также о возложении обязанности по внесению соответствующих сведений о стоимости земельного участка в ГКН.
По ходатайству ООО "Ларгус" 20 марта 2015 года в суде было произведено правопреемство, П был заменен на правопреемника - ООО "Ларгус" в связи с уступкой прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
17 апреля 2015 года суд вынес определение, которым оставил заявление без рассмотрения.
В частной жалобе ООО "Ларгус" просит отменить определение суда и разрешить вопрос по существу.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия считает, что определение суда следует оставить без изменения, а доводы частной жалобы отклонить полностью.
При оставлении заявления без рассмотрения, суд исходил из того, что ООО "Ларгус" не выполнило требования статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ), не обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, тем самым не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора.
Такой вывод признается законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 222 ГПК РФ заявление подлежит оставлению без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором досудебный порядок урегулирования спора.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Суд правильно истолковал и применил данное положение закона и пришел к выводу о том, что федеральным законом для юридических лиц, которые оспаривают результаты определения кадастровой стоимости, установлен предварительный досудебный порядок рассмотрения спора в комиссии.
С доводами жалобы о том, что суд не применил положения Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", из которого следует, что при не завершении работ по кадастровой оценке земель до истечения 60 дней после опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, государственная кадастровая оценка земель проводится по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 N 316, где не предусмотрен досудебный порядок разрешения спора и том, что ООО "Ларгус" является правопреемником физического лица, которое в установленном порядке обратилось в суд, при этом у ООО "Ларгус" отсутствовала возможность для обращения в комиссию, следует не согласиться.
Из материалов дела следует, что П в декабре 2014 года обратился с иском, в котором просил изменить кадастровую стоимость земельного участка. ООО "Ларгус" на основании определения Приморского краевого суда от 20 марта 2015 года стало правопреемником П
На момент обращения в суд действовали положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014), которыми предусматривался досудебный порядок разрешения спора для юридических лиц.
Замена стороны в споре не исключала соблюдения порядка, установленного для юридического лица федеральным законом и, поскольку правопреемником физического лица, для которого досудебный порядок был не обязательным, стало юридическое лицо, для которого соблюдение досудебного порядка является обязательным, суд пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для оставления иска без рассмотрения.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" были внесены изменения и дополнения Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ" был дополнен главой 3 "Государственная кадастровая оценка".
Статьей 5 Закона было установлено, что его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы, по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок (п.1).
Государственная кадастровая оценка земель, работы, по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (п.2).
Между тем заявитель ошибочно полагает, что данные положения применимы к данному делу.
Согласно абз. 37 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вступил в законную силу 22 июля 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в законную силу.
Таким образом, положения статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие для юридических лиц досудебный порядок урегулирования споров о результатах определения кадастровой стоимости, в новой редакции стали применяться с 22 июля 2014 года.
Данный Федеральный закон не содержит указания на то, что положения статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сохраняют свою силу на момент принятия новых изменений. То есть на момент подачи иска положения статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространялись на правоотношения, которые возникли в связи с применением закона в новое редакции.
Суд правильно применил нормы материального права и посчитал, что досудебный порядок урегулирования спора юридическим лицом должен быть соблюден.
Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Приморского краевого суда от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, а частную жалобу ООО "Ларгус" оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.