Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Вершинина А.В. и Верещагина Г.С.,
при секретаре Панкове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе мэрии города Архангельска на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 февраля 2015 года, которым, постановлено:
"иск заместителя Прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Архангельска об обязании содержания дороги в надлежащем состоянии, - удовлетворить.
Обязать Мэрию г.Архангельска в срок до 30 июня 2017 года организовать приведение состояния участка дорог:
- по пр. Новгородский от ул. Попова до ул. Карла Маркса г. Архангельска в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов;
- от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г. Архангельска: в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов, а также осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам;
- по ул. Советских Космонавтов, от ул. Поморской до ул. Воскресенская г.Архангельска: осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам;
- Окружное шоссе, между ул. Почтовый тракт и ул. Мостостроителей (в районе наземного нерегулируемого пешеходного перехода) организовать надлежащее наружное искусственное электрическое освещение в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения; ул.Мостостроителей, между Окружным шоссе и мостом через реку Юрас организовать надлежащее наружное искусственное электрическое освещение, осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам".
Заслушав доклад судьи Вершинина А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Архангельска, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Мэрии г.Архангельска об обязании содержания дорог в надлежащем состоянии.
В обоснование требований указал, что в результате проведенных совместно с ОГИБДД УМВД России по г.Архангельску проверок соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения выявлены нарушения. Лицом, ответственным за надлежащее содержание дорог, является ответчик.
Прокурор Данилович О.В. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель Мэрии г.Архангельска Молокова Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась.
Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по г.Архангельску в судебное заседание представителя не направил, в письменном отзыве иск поддержал.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласилась мэрия города Архангельска. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку при его вынесении нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что по вопросу обустройства тротуарами автомобильной дороги по ул. Мещерского судом не учтено то обстоятельство, что выполнение данного требования требует реконструкции всего квартала. Строительство тротуаров является работами капитального строительства объектов дорожной инфраструктуры при капитальном ремонте и реконструкции улиц и городских дорог, и не относятся к работам по содержанию дорог местного значения. Для выполнения данных работ необходима разработка проектно-сметной документации. По вопросу отсутствия тротуаров и наружного освещения по ул. Мостостроителей, судом не учтено то обстоятельство, что выполнение данного требования возможно при условии полной реконструкции автомобильной дороги. Свод правил 42.13330.2011 распространяется только на проектирование вновь строящихся и реконструируемых дорог городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке. Также полагает, что согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации истек срок исковой давности для предъявления данных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура города Архангельска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав прокурора Лепеха К.В., судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что содержание дороги в надлежащем состоянии является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах. Поскольку обязанность содержать автомобильные дороги местного значения в силу закона возложена на органы местного самоуправления, а в отношении указанных в заявлении участков дорог данная обязанность мэрией г.Архангельска не исполняется, то требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Судом первой инстанции установлено, что спорные участки дорог относятся к числу дорог общего пользования местного значения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Архангельска совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Архангельску проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
Также следует из актов выявленных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения:
- от 18 ноября 2014 года по пр. Новгородский от ул. Попова до ул. Карла Маркса г. Архангельска: полное разрушение покрытия проезжей части;
- от 20 ноября 2014 года от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г. Архангельска: отсутствует асфальтобетонное покрытие на всем протяжении дороги, на покрытии имеется гребенка, продольные и поперечные выступы и углубления; отсутствуют тротуары для движения пешеходов;
- от 21 ноября 2014 года по ул. Советских Космонавтов, от ул. Поморской до ул. Воскресенская г. Архангельска: отсутствуют тротуары по нечетной стороне;
- от 12 ноября 2014 года: Окружное шоссе, между ул.Почтовый тракт и ул.Мостостроителей (в районе наземного нерегулируемого пешеходного перехода) отсутствуют наружные осветительные установки; ул.Мостостроителей, между Окружным шоссе и мостом через реку Юрас отсутствуют наружные осветительные установки, отсутствуют тротуары.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что строительство тротуаров не относится к работам по содержанию дорог местного значения.
В соответствии с пунктами 6, 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 4.5.1.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N270-ст) тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (пункт 4.5.1.2).
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 указанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
При таких обстоятельствах, законодательством на муниципальное образование возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, которая мэрией не исполняется, в связи с чем, имеет место бездействие по организации обеспечения безопасности дорожного движения, подлежащее устранению.
Факт несоответствия указанных участков дороги местного значения требованиям ГОСТ Р52766-2007 подтверждается письменными материалами дела, в частности, письмами ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску от 13 ноября 2014 года, 20 ноября 2014 года, 24 ноября 2014 года, актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12 ноября 2014 года, 17 ноября 2014 года, 20 ноября 2014 года, 21 ноября 2014 года.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мэрией города Архангельска не представлено доказательств соблюдения установленных нормативными документами требований к содержанию автомобильных дорог, а также, что указанные участки дорог соответствуют требованиям безопасности.
Судом установлено, что все участки автомобильных дорог, относительно которых заявлены требования прокурора, относятся к дорогам местного значения, в хозяйственное ведение либо оперативное управление иным субъектам не переданы.
В этой связи, обязанность по приведению состояния дороги в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов судом обоснованно возложена на мэрию города Архангельска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проектом автомобильной дороги установка указанных объектов благоустройства не была предусмотрена, а требования приведенных в решении суда технических норм и правил не распространяются на данные сооружения, так как они введены в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, их реконструкция либо капитальный ремонт не производились и проведение таких работ не планируется, не свидетельствуют о неправильности решения суда.
Обоснованность применения вышеуказанных нормативов подтверждается положениями статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии с которой со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на момент рассмотрения дела не устранены, приводят к нарушению прав и законных интересов граждан на безопасные условия движения по дорогам, могут способствовать увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также имущественный ущерб, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Ссылка в апелляционной жалобе на "СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" (принят Постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 года N94) не может быть принята во внимание, поскольку настоящий нормативный документ не регулирует требования к элементам обустройства дорог.
Поскольку выявленные нарушения являются длящимися, так как отражают протяженное во времени бездействие по их устранению, то сроки исковой давности на требования прокурора об их устранении распространяться не могут.
Решение суда в части установления срока приведения спорной дороги в надлежащее состояние сторонами не оспаривается. Судебная коллегия находит его разумным, установленным судом с учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ.
В то же время, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы в части необоснованного возложения на ответчика обязанности осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г. Архангельска (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
Из материалов дела следует, что указанный участок дороги является грунтовым, относится к пятой категории дорог, что в судебном заседании никем не оспаривалось. При обращении к прокурору начальника ОГИБДД УВД по г.Архангельску с просьбой принять меры прокурорского реагирования было отмечено, что в отношении указанного участка дороги, как не имеющего асфальтобетонного покрытия, отсутствуют нормативные требования.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 указанного выше ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, либо на дорогах I - III категорий, независимо от интенсивности движения пешеходов.
Каких-либо императивных норм, дающих основание возложить на ответчика обязанность обеспечить наличие тротуара на указанном участке дороги судом не установлено. Следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04 февраля 2015 года отменить в части возложения на Мэрию г. Архангельска обязанности осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г. Архангельска (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
Вынести новое решение, которым иск заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Архангельска об обязании содержания дороги в надлежащем состоянии удовлетворить частично.
Обязать Мэрию г.Архангельска в срок до 30 июня 2017 года организовать приведение состояния участка дорог:
- по пр. Новгородский от ул. Попова до ул. Карла Маркса г. Архангельска в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а также беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов;
- от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г. Архангельска: в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, беспрепятственное передвижение транспортных средств и пешеходов;
- по ул. Советских Космонавтов, от ул. Поморской до ул. Воскресенская г.Архангельска: осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам;
- Окружное шоссе, между ул. Почтовый тракт и ул. Мостостроителей (в районе наземного нерегулируемого пешеходного перехода) организовать надлежащее наружное искусственное электрическое освещение в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам, обеспечивающим безопасность дорожного движения; ул.Мостостроителей, между Окружным шоссе и мостом через реку Юрас организовать надлежащее наружное искусственное электрическое освещение, осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
В удовлетворении иска заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии г. Архангельска в части возложения на Мэрию г. Архангельска обязанности осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения от ул. Мещерского до дома N 5-2 по ул. Конечная г.Архангельска (тротуара) в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам, отказать.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.В. Вершинин
Г.С. Верещагин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.