судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Лепёхиной Н.В.
судей
К
едриной О.В.
,
Фроловой Е.М.
при секретаре
Шабановой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционн ой жалобе ответчика Управления жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 13 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить Горнак С.В. на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение специ ализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи
К
едриной О.В.
, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горнак С.В. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, в котором просил обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. Свои требования истец обосновывал тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на обеспечение жильём, однако до настоящего времени им не обеспечен, поскольку администрация г. Липецка своевременно не поставила его на учёт лиц, нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании по ходатайству истца была произведена замена ответчика с администрации г.Липецка на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. После чего, Горнак С.В. изменил исковые требования и просил обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Горнак С.В. вышеуказанные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области Десятников С.Е. иск не признал, сославшись на отсутствие оснований для его удовлетворения.
Представитель третьего лица - Управления образования и науки Липецкой области Букреева Н.Д. сочла исковые требования необоснованными и просила в их удовлетворении отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе
ответчик Управление жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области прос и т отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку порядок обеспечения сирот предусматривает очередность предоставления жилья согласно сводному списку, очередь истца для предоставления ему жилого помещения не наступила, следовательно, его требования не подлежали удовлетворению.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, выслушав представителя Управления жилищно- коммунального хозяйства Липецкой области Десятникова С.Е., поддержавшего апелляционную жалобу, доводы истца Горнак С.В., возражавшего против апелляционной жалобы и просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании установлено, что мать истца - Г решением Советского районного суда города Липецка от 27.04.1994 года была лишена в отношении него родительских прав. Отец истца записан в свидетельстве о рождении со слов матери. Постановлением председателя комитета по управлению Советским округом от ДД.ММ.ГГГГ N Горнак С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения был определен в государственное интернатное учреждение. Жилая площадь за истцом не была закреплена, что подтверждается сообщением Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Л ипецкой области" жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам на йма специализированного жилого помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам со циального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору с оциального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, ос тавшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном приложением 3 к настоящему закону, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае п риобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 2 ст. 9.1 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 г. N 54-03 "О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области (с последующими изменениями и дополнениями), исполнительный орган государственной власти в сфере образования формирует сводный список на основании уточненных списков органов местного самоуправления, сформированных в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Закону, исходя из даты и времени подачи заявления, и представляет их в исполнительный орган государственной власти области в сфере жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 мая текущего года.
Судом первой инстанции было установлено, что требования истца о предоставлении ему жилого помещения являются обоснованными, поскольку срок для постановки истца на учет детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, был пропущен по уважительной причине, что не оспаривается стороной ответчика.
Материалами дела подтверждено, что директор школы интерната обращался к главе администрации г.Липецка с ходатайством о постановке истца на очередь в получении жилья. Органом опеки и охраны детства департамента образования администрации г.Липецка произведен сбор документов для постановки Горнак С.В. на льготную очередь для обеспечения жилым помещением, однако в списки детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, истец по независящим от него причинам, включен не был.
Судом первой инстанции правомерно был сделан вывод о том, что ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по своевременному включению истца в списки нуждающихся в жилом помещении повлекло нарушение прав истца, который в настоящий момент достиг "данные изъяты" летнего возраста, жилого помещения на праве собственности на территории Липецкой области не имеет, зарегистрирован на койко-месте в общежитии. В период ДД.ММ.ГГГГ год истец был неоднократно осужден, отбывал установленное судом наказание в местах изоляции от общества и не имел возможности реализовать в полной мере свое право на получение жилого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Из вышеизложенного следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение жилого помещения, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают изложенный в решении вывод, эти доводы были предметом судебного исследования и получили в соответствии с требованиями ст.ст. 194, 196, 198 ГПК РФ правовую оценку в принятом по делу решении суда первой инстанции, у судебной коллегии нет оснований не согласиться с этими выводами суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела и доводы сторон, дал оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
р ешение Советского районного суда г. Липецк а от 13 апреля 2015 года оставить без изменения , а апелляционную жалоб у ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области- без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
.
.
.
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.