Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Скипальской Л.И., Середы Л.И.,
при секретаре Крыловой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июня 2015 года в городе Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Акашевой С.П. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Игонин Д.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода работы в общий трудовой стаж.
В обоснование иска указал, что с "дата" он является пенсионером по возрасту. По расчётам ответчика его общий трудовой стаж составил 38 лет 11 месяцев 20 дней. Им были представлены справки о работе в колхозе за период с 1958 по 1960 годы, однако, этот период не включен в стаж из-за ветхости справок и разницы выработки трудодней. Также им представлено направление на учёбу, где указан срок работы в колхозе - 2 года 01 месяц 16 дней. Но документы были отвергнуты, так как в это время он был несовершеннолетним.
Просил суд обязать ответчика включить в его общий трудовой стаж работу в качестве колхозника в период с июня 1958 года до 01 августа 1960 года в колхозе "данные изъяты" Мордовской АССР (л.д. 1, 62-64).
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2015 года исковое заявление Игонина Д. П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия удовлетворено.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в общий трудовой стаж Игонина Д. П. период его работы с 15 июня 1958 года по 31 июля 1960 года в качестве колхозника колхоза "данные изъяты" Мордовской АССР.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Акашева С.П. с решением не согласна в связи с нарушением судом норм материального права, просила его отменить, вынести новое решение, взыскать с Игонина Д.П. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в размере "данные изъяты". Указала на то, что: справки от 20 июля 1973 года, представленные Игониным Д.П., о том, что он состоял членом колхоза в 1959-1960 годах, содержат разные сведения о выработке трудодней; одна из справок вызывает сомнение в принадлежности истцу, так как склеена из двух половинок; в пенсионном деле Игонина Д.П. имеются показания свидетеля - бывшего бухгалтера колхоза П. о том, что справку о работе Игонина Д.П. за период с 1959 по 1960 годы она не подписывала; архив не имеет возможности подтвердить трудовой стаж Игонина Д.П. в спорные периоды; согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 года в члены артели могли приниматься лица, достигшие 16-летнего возраста, то есть истец в указанный период не мог работать в колхозе; подпись заместителя председателя колхоза в направлении на учёбу от 10 августа 1960 года подлежит сомнению, так как она сделана ручкой, а само направление написано чернилами; в аттестате "данные изъяты" от "дата" имеется исправление в дате, с какого времени истец обучался.
В возражениях на апелляционную жалобу Игонин Д.П. указал, что факт работы в колхозе им подтверждён (л.д. 106).
Исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом того, что в судебное заседание представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (л.д. 115), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании истец Игонин Д.П. относительно апелляционной жалобы возразил.
Заслушав объяснение истца, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Игонин Д.П. является получателем трудовой пенсии по старости с "дата". 10 февраля 2005 года им было подано заявление в Пенсионный фонд о перерасчёте пенсии с учётом дополнительного стажа. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 3 от 11 февраля 2005 года в перерасчёте пенсии по старости в связи с дополнительно представленными документами, подтверждающими работу в колхозе за 1959-1960 годы (справка, выданная колхозом "данные изъяты" от 20 июля 1973 года), Игонину Д.П. отказано, поскольку при произведённой документальной проверке факт работы в колхозе за указанный период не подтвердился. В письме ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия от 27 февраля 2015 года N 319 (на заявление истца от 09 февраля 2010 года о приобщении в пенсионное дело стажа работы в колхозе и учёбы в училище) Игонину Д.П. отказано в перерасчёте пенсии с учётом дополнительного стажа, так как не были представлены необходимые документы. Кроме того, указано, что работа в колхозе подлежит зачёту в трудовой стаж с 16-летнего возраста, лица моложе 16 лет не могли работать в колхозе постоянно, поскольку являлись учениками общеобразовательных школ (л.д. 18-19, 29-60).
Суд пришёл к обоснованному выводу о неправомерности отказа Пенсионного фонда о включении в общий трудовой стаж оспариваемого истцом периода работы в колхозе.
Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от её характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Ограничение возможности зачёта периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя указанным законом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из копии направления от 10 августа 1960 года, выданного правлением колхоза "данные изъяты" следует, что колхозник Игонин Д.П. направляется на учёбу в "данные изъяты", стаж работы в колхозе на 01 августа 1960 года составляет 02 года 01 месяц 10 дней (л.д. 80).
Согласно пояснениям истца в суде первой инстанции, в июне 1958 года он закончил седьмой класс и сразу же пошёл работать в колхоз, где проработал 02 года 01 месяц 10 дней, после чего из колхоза ему дали направление на учёбу в строительное училище в "адрес". В "адрес" он закончил вечернюю школу (л.д. 62-64).
Свидетель К. в судебном заседании суда первой инстанции показал, что проживал в "адрес" по соседству с Игониным Д.П., который сразу после окончания семи классов стал работать в колхозе плугарём, помощником комбайнера, работал 2 или 3 года, затем его направили учиться в "адрес" (л.д. 62-64).
С учётом приведённых норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика включить в общий трудовой стаж истца период его работы с 15 июня 1958 года по 31 июля 1960 года в качестве колхозника колхоза "данные изъяты" Мордовской АССР. При этом суд исходил из того, что подлинность направления на учёбу ответчиком не оспаривается, оснований не доверять указанным в нём сведениям не имеется, поскольку они согласуются с пояснениями истца и свидетеля.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что нашёл своё подтверждение факт работы истца в колхозе в оспариваемый им период.
Довод апелляционной жалобы о том, что подпись председателя колхоза в направлении на учёбу подлежит сомнению, судебной коллегией отклоняется, так как доказательств в его подтверждение подателем жалобы не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что на начало указанного периода истец не достиг возраста 16 лет, то есть он в этот период не мог работать в колхозе, также отклоняется, поскольку в соответствии со статьёй 135 Кодекса законов о труде РСФСР от 1922 года допускался приём на работу лиц с 14 лет.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции. Этим доводам в решении суда дана надлежащая оценка, выводы суда мотивированы, оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств судебная коллегия не усматривает. Неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 25 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия Акашевой С.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Л.И. Скипальская
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.