Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Рыбиной А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Кесиди С.Р.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Соколовой В.Н. на решение Лазаревского районного суда города Краснодара от 4 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артюшин А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В обоснование своих требований указал, что с 1993 года проходит службу в органах внутренних дел, состоит в должности старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г. Сочи и Туапсинского района) ГУ МВД России по Краснодарскому краю (дислокация г. Сочи), имеет специальное звание - майор полиции. Общая продолжительность службы заявителя составляет более 23 лет. Оспариваемым решением комиссии заявителю отказано в его постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Отказ обоснован требованиями п. 7 ст. 4 Федерального закона РФ от 19.07.2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку Артюшин А.В. с намерением права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи с чем он может быть принят на этот учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По мнению комиссии такими действиями явилось признание Артюшиным А.В. иска при рассмотрении судом спора о разделе нажитого им в браке имущества. Однако заявитель утверждает, что решением суда о разделе между ним и его бывшей супругой имущества установлено, что однокомнатная квартира являлась личным имуществом его бывшей супруги и разделу не подлежала. Истец же не совершал намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.
Просил суд признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27.06.2014 года N52; признать его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с подп. "б" п. 2 Правил приема сотрудников территориальных органов МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N1223; обязать Центральную жилищную комиссию ГУ МВД России по Краснодарскому краю по рассмотрению заявлений сотрудников о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с очередью рассматривавшегося заявления (протокол N52 от 27.06.2014 года).
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Артюшина А.В. по доверенности Соколова О.В. поддержала заявленные требования.
Представитель ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности Загурская В.Ф. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуемым решением заявление Артюшина А.В. об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю удовлетворено. Суд признал незаконным решение Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27.06.2014 года. Признал право Артюшина А.В. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с подп. "б" п. 2 Правил приема сотрудников территориальных органов МВД России на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N1223. Обязал Центральную жилищную комиссию Главного управления Министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю по рассмотрению заявлений сотрудников о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения поставить Артюшина А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с очередью рассматривавшегося заявления.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Соколова В.Н. подала апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, в которых просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю Гумеровой Г.Р., поддержавшей доводы жалобы, а также Артюшина А.В. и его представителя Капустина А.Ю., просивших решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Артюшина А.В. по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Указанные требования закона судом первой инстанции в полном объеме не соблюдены.
Удовлетворяя заявленные требования Артюшина А.В., суд исходил из того, что на момент обращения в комиссию по вопросу постановки на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, имелись предусмотренные Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N1223 от 30.12.2011 года, условия для постановки Артюшина А.В. на такой учет.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела согласно справке ГУ МВД по Краснодарскому краю от 14.03.2014 года N " ... " общая продолжительность службы Артюшина А.В. в органах внутренних дел по состоянию на 12.03.2014 года составила 22 года 08 месяцев 14 дней.
Ранее Артюшин А.В. являлся собственником квартиры N270, расположенной по адресу: " ... "
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от 22.05.2013 года заявитель являлся собственником жилого помещения в период с 26.06.2006 года по 22.04.2013 года.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация права Артюшина А.В. проведена по установленной Федеральным законом системе записей о правах на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Существование права собственности Артюшина А.В. в течение семи лет подтверждается его государственной регистрацией.
Датой государственной регистрации права Артюшина А.В. является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав - 26.06.2006 года.
Таким образом, зарегистрированное в течение семи лет право собственности на имевшееся у Артюшина А.В. жилое помещение является юридически значимым обстоятельством по настоящему делу, поскольку заявитель в течение многолетнего периода владения жилым помещением пользовался данным жилым помещением, принадлежащем ему на праве собственности, проживал в нем.
Согласно пункту 9 Правил предоставления единовременной социальной уплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 сотрудник, который с намерением принятия в учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в частности, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (подпункт "д" указанного пункта Правил).
В силу приведенных правовых норм отчуждение принадлежащего заявителю иного помещения влечет отказ в предоставлении единой социальной выплаты, соответственно отсутствуют основания для предоставления такой выплаты заявителю.
В судебном заседании установлено, что решением Центральной жилищной комиссии Артюшину А.В. отказано в постановке на учет, в связи с тем, что 22.04.2013 года было прекращено его право собственности на квартиру площадью 67,2 кв.м по адресу: " ... " в пользу бывшей супруги согласно решению Армавирского городского суда Краснодарского края суда от 18.02.2013 года.
Однако исключение заявителя из числа собственников состоялось лишь в 2013 году, при этом, факт зарегистрированного права собственности заявителя на жилое помещение до 18.02.2013 года не отрицался.
Кроме того, сделка о приобретении заявителем права собственности на жилое помещение ни супругой, ни иными лицами оспорена не была, право собственности заявителя на жилое помещение было прекращено только в 2013 году.
В указанных действиях заявителя судебная коллегия усматривает ухудшение жилых условий, выразившееся в отчуждении жилого помещения, имеющегося в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также корреспондирующих им положений пункта 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя изложенное и принимая во внимание, что право собственности на жилое помещение за Артюшиным А.В. было зарегистрировано с 26.06.2006 года по 22.04.2013 года, факт наличия жилого помещения в собственности у заявителя, факт неприятия мер по изменению лица, являющегося собственником и прекращение права собственности лишь в 2013 году, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приведенные выше факты связаны с намеренностью отчуждения жилого помещения заявителем и являются основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку не истек 5 - летний срок со дня совершения указанных действий.
Ссылка истца в обоснование своих доводов на положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ является несостоятельной, поскольку в ранее рассмотренном деле о разделе супружеского имущества участвовали иные лица - бывшие супруги А.Т ... и Артюшин А.В., соответственно обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда не являются обязательными в настоящем деле, в котором ответчиком является ГУ МВД по Краснодарскому краю.
Поскольку истцом не представлены бесспорные доказательства, обосновывающие его доводы, а ответчиком подтверждены правомерность и обоснованность действий Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отказе в постановке Артюшина А.В. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным решение Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27.06.2014 года N52 и признании права Артюшина А.В. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
С учетом изложенного, исследовав все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, исходя из предмета и оснований, заявленных требований, судебная коллегия полагает необходимым решение Лазаревского районного суда города Краснодара от 04 февраля 2015 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований Артюшина А.В.
В связи с отменой решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым отменить частное определение, вынесенное в адрес председателя Центральной Жилищной комиссии ГУ МВД по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лазаревского районного суда города Краснодара от 4 февраля 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Артюшина А.В. об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю отказать.
Отменить частное определение Лазаревского районного суда города Краснодара от 4 февраля 2015 года, вынесенное в адрес председателя Центральной Жилищной комиссии ГУ МВД по Краснодарскому краю.
Председательствующий:
Судьи:
" ... " " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.