Судья Верховного суда Республики Коми Нагорнова О.Н.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в г.Сыктывкаре 13 мая 2015 года жалобу Акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" на постановление главного государственного инспектора Удорского района по пожарному надзору от 25 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на решение судьи Удорского районного суда Республики Коми от 12 февраля 2015 года, по которому постановление главного государственного инспектора Удорского района по пожарному надзору от 25 июня 2014 года оставлено без изменения, жалоба Акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" - без удовлетворения,
заслушав объяснения представителя Акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" "Фамилия обезличена" и представителя Главного управления МЧС России по Республике Коми - "Фамилия обезличена",
УСТАНОВИЛ:
при проведении на основании распоряжения начальника ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми от "Дата обезличена" года "Номер обезличен" в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" по адресам: "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", "Адрес обезличен", должностными лицами ОНД Удорского района были выявлены нарушения требований и норм пожарной безопасности, о чем составлен акт N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" в отношении АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" государственным инспектором Удорского района по пожарному надзору составлены протоколы N "Номер обезличен", "Номер обезличен" и "Номер обезличен" об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Удорского района по пожарному надзору от "Дата обезличена" года N "Номер обезличен" АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" было признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "*" рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" обратилось с жалобой в Удорский районный суд Республики Коми.
Судьей вынесено приведенное выше решение, которое оспорено АО "Монди Сыктывкарский ЛПК".
Изучив материалы текущего дела, материалы проверок по делам об административных правонарушениях, нахожу доводы, указанные в жалобе, необоснованными, а оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривают административную ответственность, в том числе юридических лиц, за: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 и частями 3 - 8 ст.20.4 КоАП РФ (ч.1); за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения ( ч.3); за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (ч.4), и предусматривают административное наказание, в том числе для юридических лиц, в виде административного штрафа от 150000 до 200000 руб.
Из обстоятельств дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" должностными лицами ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по Республике Коми на объектах ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", расположенных по адресам: "Адрес обезличен"; "Адрес обезличен"; "Адрес обезличен"; "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен", были выявлены и зафиксированы в акте проверки N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" следующие нарушения Правил пожарной безопасности:
- по адресу: "Адрес обезличен": 1) в поэтажных коридорах на 1-3 этажах здания допускается установка огнетушителей на полу в деревянных ящичках без фиксации от возможного падения при случайном воздействии, что является нарушением требований пункта 480 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, ст.ст.43, 60 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.4.2.7 Свода правил СП 9.13130.2009 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденных и введенных в действие Приказом МЧС России от 25.03.2009 N179; 2) в пожароопасной зоне (складском помещении для хранения твердых горючих веществ), расположенном на 1-м этаже здания правое крыло (помещение "Номер обезличен" на плане первого этажа по паспорту БТИ) допускается применение светильников с лампами накаливания, не имеющими сплошного силикатного стекла, защищающего лампу, что нарушает требования пп."в" п.42 ППР, ст.ст.50, 82 Регламента; 3) помещение актового зала (помещение "Номер обезличен" по плану первого этажа паспорта БТИ), предназначенное для одновременного пребывания боле 50 человек, не имеет второго эвакуационного выхода - нарушение требований п.33 ППР, ст.89 Регламента; 4) в здании допускается применение двух внутренних открытых лестниц 2-го типа, соединяющих 3 этажа, отсутствуют эвакуационные лестничные клетки, помещения не отделены от примыкающих к ним коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа, на 1-м этаже примыкающие коридоры отделены от вестибюля деревянными перегородками - нарушение требований п.33 ППР, ст.89 Регламента, п.8.1.16 Правил; 5) при эксплуатации эвакуационных путей в здании подкласса Ф 4.3 не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в помещениях вестибюлей на 1-3 этажах на путях эвакуации в здании для отделки стен допущено использование древесных декоративно-отделочных материалов с более высокой пожарной опасностью, чем класс пожарной опасности КМ-2 для зданий органов управления учреждений, что не отвечает требованиям п.33 ППР; ч.4 ст.4, ст.ст.13, 89, 134 Регламента, пунктов 4.1.3, 4.3.2 Правил; 6) в подвале здания устроены хозяйственные (складские) помещения для хранения горючих материалов, в т.ч. помещение архива, выход из подвала ведет в объем лестничной клетки и не изолирован противопожарной преградой от общей лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, что нарушает требования пп. "г" п.23, п.33 ППР; п.8.1.6. Правил; 7) не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами образовавшихся отверстий в месте пересечения трубы через перекрытие между помещением архива в подвале и первым этажом, между помещениями архива и соседними помещениями - нарушение требований п.22 ППР; 8) в проеме противопожарной перегородки, отделяющей помещение архива от соседнего помещения, допущено устройство деревянной двери, имеющей не соответствующий предел огнестойкости, в дверном проеме кирпичной перегородки, отделяющей помещение щитовой от соседнего помещения, отсутствует дверь с нормативным пределом огнестойкости - нарушение требований ст.ст. 87,88 Регламента; 9) деревянные конструкции чердака, стропила и обрешетка чердачного покрытия в здании не подвергнуты обработке огнезащитными составами не ниже 2 группы огнезащитной эффективности - нарушение требований ст.ст.52, 58 Регламента, п.п.4.1.3, 4.3.2 Правил; 10) на эвакуационном пути общего коридора, ведущего из кабинетов на 2 этаже на открытую лестницу, установлена дверь в виде распашной решетки, препятствующая свободной эвакуации людей, отсутствующая в поэтажном плане БТИ (помещение 36 схемы 2 этажа) - нарушение требований пп."а" п.36 ППР; 11) на складе электрооборудования, расположенного на 2 этаже, эксплуатируется розетка без защитного корпуса - нарушение требований пп."в" п.42 ППР; 12) под лестничным маршем, ведущим с 1 на 2 этаж, допущено устройство кладового помещения ( "Номер обезличен" схемы 2 этажа) - нарушение требований пп."к" п.23 ППР; 13) на эвакуационных путях, ведущих из открытых лестниц на первом этаже здания на улицу, проложены отопительные трубы, препятствующие свободной эвакуации людей (помещения "Номер обезличен" и 38 схемы 1 этажа паспорта БТИ), чем нарушены требования пп."а" п.36 ППР; 14) на 1 этаже в помещении хранения пожарного инвентаря место соединения жил электропроводов распределительной коробки не заизолировано - нарушение требований пп."а" п.42 ППР; 15) в помещении электрощитовой, в подвале административного здания, допускается хранение оборудования, мебели и других предметов - нарушение требований пп."б" п.23 ППР;
- по адресу: "Адрес обезличен": 16) здания и помещения диспетчерской не оснащены системой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре - нарушение требований ст.ст.4, 54, 83, 91 Регламента;
- в здании по адресу: "Адрес обезличен": 17) в помещении токарного цеха ( "Номер обезличен" по плану 1 этажа по паспорту БТИ) допущено устройство встроенного бытового помещения, выполненного из горючих древесных материалов - нарушение п.425 ППР; 18) на сварочном посту допускается установка запасного баллона с кислородом, не огражденного щитами из негорючих материалов - нарушение п.425 ППР; 19) в помещении гаража здания РММ для стоянки автомобилей ( "Номер обезличен" по плану 1 этажа по паспорту БТИ) допущено загромождение 2 выездных ворот, ворота заколочены досками - нарушение пп."б" п.249 ППР; 20) на открытой площадке для хранения транспортных средств допускается хранение автомобилей для перевозки огнеопасных жидкостей и горюче-смазочных материалов на расстоянии менее 12 м от других транспортных средств - нарушение пп."и" п.249 ППР; 21) не обеспечена очистка здания и прилегающей к нему территории от горючих древесных отходов, мусора и сухой растительности с восточной стороны здания - нарушение п.77 ППР;
- по адресу: "Адрес обезличен": 22) здание и помещения не оснащены системой пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре - нарушение ст.ст.4, 54, 83, 91 Регламента;
- на территории склада лесоматериалов по адресу: "Адрес обезличен": 23) территория открытого склада лесоматериалов не оборудована адресной электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями - нарушение ст.ст.4, 54, 83, 91 Регламента; 24) при суммарной вместимости склада лесоматериалов свыше 100000 куб.м и требуемом расходе воды на наружное пожаротушение территория открытого склада круглых лесоматериалов не оборудована стационарными лафетными установками - нарушение ст.ст.4, 62, 68 Регламента; 25) открытый склад лесоматериалов не обеспечен достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, не обеспечивается требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, часть пожарных водоемов не заполнены водой - нарушение ст.ст.4, 62, 68, 99 Регламента; 26) допускается размещение штабелей круглых лесоматериалов от зданий и строений категории А на расстоянии менее 40 м от зданий и строений категории В4 на расстоянии менее 30 м (18 м и менее) - нарушение ст.69 Регламента; 27) допускается размещение прицепной заправочной емкости с ГЖ объемом не более 20 куб.м для заправки дизельным топливом погрузчиков на расстоянии менее 30 м от штабелей круглых лесоматериалов на складе вместимостью свыше 10000 до 500000 куб.м (фактически 24 м) - нарушение ст.ст.69, 71, таблицы 15 Регламента; 28) на территории склада лесоматериалов отсутствует пожарный пост для хранения пожарной техники, одежды и оборудования; отсутствуют не менее 1 мотопомпы типа М-1600, 10 комплектов одежды для добровольных пожарных, 2 лафетных стволов, 4 стволов с насадками диаметром 19-21 мм, 200 м пожарных рукавов диаметром 65 мм, 2 разветвлений. Имеется неотапливаемое деревянное строение из досок, в котором хранятся 3 пожарных рукава общей длиной 60 м и 1 мотопомпа марки FP200А - нарушение ст.ст.41, 52 Регламента; 29) месторасположение противопожарных разрывов, проездов, подъездов, водоемов, резервуаров, площадок не обозначены на плане территории склада, они не имеют порядковых номеров, план территории склада в помещении дежурного персонала склада отсутствует - нарушение п.6.8.78 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных 29.07.2013; 30) имеющиеся дороги, проезды, выезды, въезды на территории склада лесоматериалов грунтовые, не имеют твердого покрытия, не укреплены растительным покровом, щебнем или гравием, не имеют уклоны, обеспечивающие естественный сток воды - нарушение ст.98 Регламента; 31) направление движения к пожарным водоемам, источникам противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели по ГОСТ Р 12.4.026 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная" - нарушение п.55 ППР, ст.99 Регламента; 32) открытый склад лесоматериалов, с суммарной вместимостью 200000 куб.м. лесоматериалов, не оборудован противопожарным водопроводом высокого давления - нарушение ст.ст.4, 62, 68 Регламента.
По результатам проверки в отношении АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" составлены протоколы N "Номер обезличен", "Номер обезличен" и "Номер обезличен" об административных правонарушениях в области пожарной безопасности по ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Удорского района по пожарному надзору от 25.06.2014 года АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "*" рублей.
Событие административного правонарушения зафиксировано административным органом в установленном КоАП РФ порядке.
Факт совершения административного правонарушения и вина АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" подтверждаются: протоколами об административных правонарушениях; актом проверки с прилагаемой к нему фототаблицей; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельствами о государственной регистрации права на нежилые помещения; постановлением о назначении административного наказания и иными доказательствами по делу, которые получены с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении жалобы АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" на постановление от 25.06.2014 года, судья пришел к выводу, что вина Общества в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в связи с чем правомерность постановления сомнений не вызывает. При этом судья учел, что у Общества имелась возможность своевременного выявления и устранения имеющихся нарушений, однако такие меры своевременно приняты не были.
Установленные по делу обстоятельства не опровергнуты АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" и не позволяют прийти к иному выводу по делу, чем это сделал судья.
Приведенные в обоснование жалобы и дополнениях к ней доводы АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" не опровергают правильность выводов судьи.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п.
Руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что в функции указанных подразделений общества в соответствии с законом входит представление интересов юридического лица вне места его нахождения, направление извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала (представительства) может быть признано надлежащим извещением законного представителя юридического лица.
Из материалов дела видно, что начальник Удорского участка Удорского отделения СЛУЛО АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" "Фамилия обезличена", действующий на основании доверенности, выданной ему генеральным директором Общества, и уполномоченный, в том числе, непосредственно присутствовать при проведении проверки ОНД Удорского района, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, получать его и подписывать, представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства и пр., "Дата обезличена" лично получил уведомления о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Уведомление о времени и рассмотрении дела об административном правонарушении было направлено в адрес АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" "Дата обезличена" по адресу: "Адрес обезличен" почтовым направлением и, судя по поступившему до вынесения постановления ходатайству об отложении рассмотрения дела от "Дата обезличена" года, получено адресатом своевременно.
В назначенные день и час АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" по указанному ему в извещении адресу своего представителя не направило. Изменение нумерации кабинета ( "Номер обезличен" в постановлении вместо указанного в извещении N 32) в. "Адрес обезличен" ( здание отделения надзорной деятельности Удорского района) никоим образом не воспрепятствовало АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" участвовать при рассмотрении дела и реализовать защиту своих прав.
Таким образом довод жалобы о ненадлежащем извещении АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" о времени и месте рассмотрении дела опровергаются представленными доказательствами и не могут влечь вывода о нарушении процессуальных прав Общества.
Приведенные в жалобе доводы о проведении проверки на объектах, принадлежность которых АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" не доказана ( "Адрес обезличен"), также несостоятельны.
По сведениям АМО "Удорский район" здания "Номер обезличен" и N "Номер обезличен" производственной ( промышленной) зоны "Адрес обезличен" отнесены к "Адрес обезличен" в "Дата обезличена" году.
С 2009 года зданиям гаража и РММ, принадлежавшим ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" и расположенным по адресу: "Адрес обезличен", присвоены почтовые адреса: "Адрес обезличен" и "Адрес обезличен".
Данные объекты были переданы ОАО "Монди СЛПК" по передаточному акту от "Дата обезличена" в связи с реорганизацией ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" и на момент проверки являлись собственностью АО "Монди Сыктывкарский ЛПК".
Таким образом, нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", как на то указано в жалобе, административным органом в отношении АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" не допущено.
Доводы, приведенные АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" в обоснование дополнений к своей жалобе, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции и получившим свою оценку в оспоренном судебном акте. Указанные доводы были обоснованно отклонены судьей как опровергающиеся доказательствами по делу и основанные на ошибочном толковании норма права.
Основания для переоценки доказательств по делу отсутствуют.
Поскольку каких-либо нарушений процессуальных норм, повлиявших на исход дела не допущено, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора Удорского района по пожарному надзору от 25 июня 2014 года и решение судьи Удорского районного суда Республики Коми от 12 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу АО "Монди Сыктывкарский ЛПК" - без удовлетворения.
Судья О.Н. Нагорнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.