СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2015 года, которым
на Министерство труда и социальной защиты Республики Коми возложена обязанность по предоставлению Киселевой М.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., объяснения представителя ответчика Косныревой Н.П., представителя 3 лица Торопова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселева М.П. обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании представитель Киселевой М.П. на иске настаивал.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Коми просил производство по делу прекратить, поскольку аналогичные требования Киселевой М.П. были предметом рассмотрения, решением Сыктывкарского городского суда от 10.08.2011 в иске ей было отказано.
Представитель третьего лица полагал заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика Косныревой Н.П., представителя 3 лица Торопова А.А., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе п. 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19, 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" должны быть обеспечены жильем.
В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14, 15, 17-19, 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Министерство труда и социальной защиты Республики Коми.
Согласно пункту 3 указанного Постановления Министерство труда и социальной защиты Республики Коми обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах".
На основании положений ч. 3 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Судом установлено, что Киселева М.П. является вдовой участника Великой Отечественной Войны (удостоверение серии ... N "Номер обезличен") и проживает по адресу: "Адрес обезличен", собственником которого она является.
Из материалов дела следует, что Киселева М.П. была зарегистрирована и проживала в жилом доме "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен", до 15.11.2000, затем была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "Адрес обезличен", и вновь 18.02.2010 зарегистрировалась по адресу: "Адрес обезличен".
Жилой дом по адресу: "Адрес обезличен", "Дата обезличена" постройки, бревенчатый, 1-этажный, неблагоустроенный.
Заключением Межведомственной комиссии от 06.12.2010 жилой дом по адресу: "Адрес обезличен" признан непригодным для проживания.
В органе местного самоуправления Киселева М.П. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пригодного для проживания жилого помещения не имеет.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10.08.2011 требования Киселевой М.П. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения оставлены без удовлетворения, поскольку установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий при перерегистрации и вселении истицы 18.02.2010 в д. "Номер обезличен" по ул. "Адрес обезличен".
Киселева М.П. 03.06.2014 обратилась в Агентство с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Приказом Агентства от 02.07.2014 N "Номер обезличен" Киселевой М.П. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право Киселевой М.П. на получение единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.
27.02.2015 Киселева М.П. повторно обратилась с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом указал, что пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ, истек.
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку повторно рассматривается тождественный иск, подлежат отклонению. С 19.02.2015 Киселева М.П. была вправе обратиться с данным заявлением, поскольку истек пятилетний срок, установленный ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы со ссылкой на приказ Министерства от 26.03.2015 N "Номер обезличен", которым за Киселевой М.П. признано право на предоставление ЕДВ на строительство и приобретение жилого помещения, оспариваемое решение не приведет к двойной выплате ЕДВ.
По своей сути доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в суде первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене или изменению решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 марта 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.