Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Волковой Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поапелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2015 года, которым постановлено обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить вне очереди Атлашкиной Т. В. на состав семьи из двух человек, включая несовершеннолетнего " ... ", взамен жилья непригодного для проживания по адресу: ... , по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах ... , общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокуратура г. Йошкар-Олы в интересах Атлашкиной Т.В., действующей в интересах несовершеннолетнего " ... ", обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить вне очереди на состав семьи из двух человек, включая сына " ... "., взамен жилья непригодного для проживания по адресу: ... , по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Йошкар-Олы, общей площадью на одного человека не мене нормы предоставления.
В обоснование иска прокурор указал, что Атлашктина Т.В. на праве собственности принадлежит часть объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ... Атлашкина Т.В. с сыном " ... " признаны малоимущими и приняты на учет в администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу признано непригодным для проживания заключением межведомственной комиссии от 00.00.00. В связи с этим Атлашкина Т.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, а у администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" возникла обязанность предоставить ей с членами семьи жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Однако жилое помещение Атлашкиной Т.В. до настоящего времени не предоставлено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая на нарушение норм материального права. В качестве доводов в жалобе указывается на то, что предоставление истцу с членами ее семьи другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, жилое помещение в данном случае предоставляется в связи с выселением из аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий, поэтому оно должно быть равнозначным по площади ранее занимаемую.
Заслушав представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Гусева А.М., поддержавшего жалобу, Атлашкину Т.В и прокурора Полозову Т.В., просивших оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не находит.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 указанного Кодекса гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Таким образом, право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.
Необходимо также учесть, что признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Из материалов дела следует и это установлено судом, что Атлашкиной Т.В. на праве собственности принадлежит часть объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: ... , общей площадью " ... " В указанном жилом доме зарегистрированы и проживает Атлашкина Т.В. с несовершеннолетним сыном " ... ".
Вступившим в законную силу решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2014 года признано незаконным заключение межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений муниципального жилищного фонда установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Межведомственная комиссия) от 00.00.00 N ... по жилому дому N ... по ... , на Межведомственную комиссию возложена обязанность признать ... непригодным для проживания. Заключением Межведомственной комиссии N ... от 00.00.00 на основании указанного решения суда жилой дом, в котором проживает Атлашкина Т.В., признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N ... от 00.00.00 Атлашкина Т.В. с несовершеннолетним сыном " ... " признаны малоимущими и приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 года N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл".
Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к правильному выводу о том, что Атлашкина Т.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку она с членами семьи признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, дом в котором они проживает в установленном порядке признан непригодным для проживания.
При этом суд верно исходил из того, что предоставление жилых помещение вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
С учетом указанной нормы права суд правильно возложил на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность предоставить истцу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах ... , общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям по настоящему делу положений статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности, то есть предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции.
Суд обоснованно признал указанные доводы несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативно регламентирован порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" принято решение о сносе жилого дома по адресу: ... , а истец отказалась переселиться в другое жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, которое ей предоставлялось бы в связи с расселением аварийного дома.
Суд в решении обоснованно указал, что положения статей 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежат применению при разрешении настоящего спора, поскольку вопрос и выселении истца и членов ее семьи из занимаемого жилого помещения в другое конкретное жилое помещение ответчиком не ставился, с соответствующим иском в суд администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" не обращалась.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, поэтому они не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, разрешая дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.