Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора Томаринского района и жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района на решение судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года по делу о привлечении государственного бюджетного учреждения "Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов "наименование" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением прокурора Томаринского района от "дата" в отношении государственного бюджетного учреждения "Дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов "наименование" (далее - ГБУ ДИ "наименование", Учреждение, Дом-интернат) возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное постановление с другими материалами направлено для рассмотрения в территориальное отделение надзорной деятельности Томаринского района.
Постановлением начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района от "дата" Учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 60.000 рублей.
Указанное постановление директор ГБУ ДИ "наименование" Ф.Т.И. обжаловала в суд.
Решением судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях Учреждения события административного правонарушения.
На решение судьи прокурором Томаринского района принесен протест, в обоснование которого он ссылается на то, что Дом-интернат относится к объектам социального обслуживания, поскольку оказывает гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-бытовые и социально-медицинские услуги, в связи с чем на его помещения распространяется запрет курения.
На решение судьи также подана жалоба начальником территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района, в которой он ссылается на доказанность факта курения табачных изделий в помещении Учреждения, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях, используемых для осуществления своей деятельности, в связи с чем решение судьи просит отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста и жалобы, выслушав директора Учреждения Ф.Т.И. и защитника О.Д.Х., возразивших против их удовлетворения, прихожу к следующему.
Пунктами 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N15) установлен запрет курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; в помещениях социальных служб.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N15 на юридических лиц возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.
Привлекая ГБУ ДИ "наименование" к административной ответственности по данной статье Кодекса, должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении Учреждением пунктов 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона N15, выразившемся в размещении на первом этаже здания, в котором расположен Дом-интернат, комнаты для курения.
С указанным выводом обоснованно не согласился судья Томаринского районного суда.
В части 1 статьи 12 Федерального закона N15 обозначены территории, помещения и объекты, где установлен запрет курения табака.
Вместе с тем, в части 2 указанной статьи Федерального закона предусмотрены такие помещения и объекты, где при определенных условиях курение табака допускается.
Так, пунктом 2 части 2 статьи 12 Федерального закона N15 установлено, что на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, что предусмотрено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
В соответствии со статьей 96 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
На основании пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N713, местом жительства является, в том числе жилое помещение специализированного жилищного фонда - в доме системы социального обслуживания населения.
Исходя из пункта 2.1 Примерного положения и примерных правил внутреннего распорядка специального дома-интерната, утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25 декабря 1995 года N312, целью создания специального дома-интерната является предоставление постоянного проживания гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Как следует из материалов дела, ГБУ ДИ "наименование" является учреждением стационарного социального обслуживания в системе органов социальной защиты населения, предметом деятельности которого является социальное обслуживание пожилых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет) и инвалидов 1 и 2 групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
Учреждение расположено в пятиэтажном здании, которым оно владеет на праве оперативного управления, по адресу: "адрес".
В указанном здании, помимо помещений, используемых для предоставления социально-медицинских, социально-бытовых и иных видов социальных услуг, имеется 26 жилых блоков, состоящих из 46 жилых комнат, где постоянно проживают и имеют регистрацию по месту жительства 110 граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, здание Учреждения является домом системы социального обслуживания населения, относящимся к специализированному жилищному фонду и обладающим признаками многоквартирного дома, на что обоснованно указал судья.
Согласно Уставу учредителем и собственником имущества Учреждения является Сахалинская область. Функции и полномочия учредителя Дома-интерната от имени Сахалинской области осуществляет Министерство социальной защиты Сахалинской области, которому подотчетно Учреждение по вопросам осуществления отраслевых полномочий в данной сфере деятельности (пункты 2.3, 2.4, 2.9)
На основании пункта 23 Примерных правил внутреннего трудового распорядка в специальном доме-интернате (специальном отделении) для престарелых и инвалидов государственной системы органов социальной защиты населения (далее - Примерные правила), утвержденных приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 25 декабря 1995 года N312, курение разрешается в специально отведенных администрацией помещениях и местах.
Распоряжением Министерства социальной защиты Сахалинской области от 18 сентября 2013 года "Об усилении мер пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания Сахалинской области" в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья клиентов в учреждениях социального обслуживания Сахалинской области руководителям указанных учреждений предписано обеспечить выполнение требований пожарной безопасности при определении мест для курения клиентов (пункт 1.7).
На основании положений Примерных правил и во исполнение указания Учредителя директором ГБУ ДИ "наименование" в здании Дома-интерната определено место для курения на первом этаже в специально отведенной и оборудованной системой вентиляции комнате.
Наличие в комнате системы вентиляции и соответствие ее требованиям Правил пожарной безопасности ни прокурором, ни должностным лицом административного органа не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, исследовав фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства в их системной взаимосвязи и обоснованно применив к спорным правоотношениям пункт 2 части 2 статьи 12 Федерального закона N15, судья Томаринского районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Дома-интерната события административного правонарушения, в связи с чем отменил постановление и прекратил производство по делу по указанному основанию.
Ссылка прокурора на нарушение Учреждением, относящимся в объектам социального назначения, пунктов 2 и 7 части 1 статьи 12 Федерального закона N15 является необоснованной, поскольку, исходя из особого статуса и характеристики спорного объекта, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
решение судьи Томаринского районного суда от 24 марта 2015 года оставить без изменения, протест прокурора Томаринского района и жалобу начальника территориального отделения надзорной деятельности Томаринского района - без удовлетворения.
СудьяСахалинскогообластногосуда Ю.А.Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.