Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Елагиной Т.В.,
Судей Потёминой Е.В., Мананниковой В.Н.,
при секретаре Молевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мананниковой В.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области на решение Каменского городского суда Пензенской области от 14 апреля 2015 года, которым постановлено:
Признать за Бреевой Е.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со 02 августа 2014 года.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области включить Бреевой Е.В. в специальный стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 01 июля 1997 года по 30 апреля 2002 года, с 01 мая 2002 года по 28 февраля 2009 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 октября 1989 года по 25 декабря 1989 года, с 30 мая 2005 года по 11 июня 2005 года, с 14 сентября 2006 года по 28 сентября 2006 года, с 30 ноября 2011 года по 12 декабря 2011 года.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области назначить Бреевой Е.В. досрочную трудовую пенсию со 02 августа 2014 года.
Признать недействительным решение (протокол N N комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области от 01 августа 2014 года об отказе Бреевой Е.В. в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Бреева Е.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что, имея право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, она 01 августа 2014 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, заявив для включения в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 01 августа 1984 года по 01 августа 2014 года в ГБУЗ "Каменская МРБ". продолжительностью 05 лет 05 месяцев 02 дня.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району от ДД.ММ.ГГГГ года N N Бреевой Е.В. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ составил менее необходимых 30 лет (18 лет 05 дней). В подсчет специального стажа не были включены периоды работы в должности старшего терапевта поликлиники, в должности заместителя главного врача по контрольно-экспертной работе, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
С указанным решением не согласна, поскольку в указанные периоды её работа была связана с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и подлежала включению в льготный стаж.
С учетом дополнений и уточнений требований Бреева Е.В. просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со 02 августа 2014 года; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области включить ей в специальный стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения спорные периоды работы; признать недействительным решение (протокол N N) комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании истица Бреева Е.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области Царапкина М.В. с исковыми требованиями Бреевой Е.В. не согласилась, просила отказать ей в иске Бреевой Е.В., сославшись на основания, изложенные в протоколе N комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области от 01 августа 2014 года.
Представитель третьего лица ГБУЗ "Каменская МРБ" Рудаева Н.П. полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Каменский городской суд Пензенской области постановил указанное решение.
Не согласившись с решением суда, ГУ УПФ РФ по г. Каменска и Каменскому району подало на него апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить и вынести новое решение об отказе Бреевой Е.В. в иске.
В качестве доводов несогласия указало, что судом необоснованно в подсчёт специального стажа были включены периоды работы истца с 01 июля 1997 года по 30 апреля 2002 года в должности старшего терапевта Каменской ЦРБ, причём, без указания на её должность, и с 01 мая 2002 года по 28 февраля 2009 года в должности заместителя главного врача по временной нетрудоспособности, поскольку указанные должности в Списке N781 от 29 октября 2002 года не предусмотрены, а утверждение суда о том, что она выполняла обязанности заведующего терапевтическим отделением, как и то, что в период с 2002 года по 2009 года она выполняла лечебную деятельность, не основано на представленных в суд материалах дела.
Судом также необоснованно в льготный стаж включены курсы повышения квалификации, поскольку действующим законодательством включение указанных периодов не предусмотрено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области Важина Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, отменив решение суда, и вынести новое решение об отказе в иске Бреевой Е.В.
Бреева Е.В., представитель третьего лица ГБУЗ "Каменская МРБ" в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя пенсионного фонда, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что Бреева Е.В. (до регистрации брака Ушакова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01 августа 2014 года обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью со 02 августа 2014 года.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области (протокол N N) от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении досрочной трудовой пенсии Бреевой Е.В. было отказано в связи с отсутствием 30 лет стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
При этом ответчиком не были зачтены периоды работы:
с 01 июля 1997 года по 30 апреля 2002 года в должности старшего терапевта в Каменской ЦРБ (ныне переименована в ГБУЗ "Каменская МРБ"), продолжительностью 04 года 10 месяцев;
с 01 мая 2002 года по 28 февраля 2009 года в должности заместителя главного врача по временной нетрудоспособности в Каменской ЦРБ (ныне переименована в ГБУЗ "Каменская МРБ"), продолжительностью (06 лет 09 месяцев 28 дней);
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23 октября 1989 года по 25 декабря 1989 года, с 30 мая 2005 года по 11 июня 2005 года, с 14 сентября 2006 года по 28 сентября 2006 года, с 30 ноября 2011 года по 12 декабря 2011 года.
В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент обращения Бреевой Е.В. к ответчику с заявлением о назначении пенсии, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 п.1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27).
Аналогичная норма содержится в п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено, что Бреева Е.В. с 01 июля 1997 года по 30 апреля 2002 года работала в должности старшего терапевта поликлиники N2 в Каменской ЦРБ, с 01 мая 2002 года по 28февраля 2009 года - в должности заместителя главного врача по контрольно-экспертной работе в Каменской ЦРБ.
Включая указанные периоды работы в льготный стаж, суд исходил из того, что Бреева Е.В. осуществляла лечебную деятельность. Так, работая в должности старшего терапевта поликлиники (заведующего терапевтическим отделением поликлиники) Бреева Е.В. исполняла обязанности по организации и непосредственно участвовала в оказании своевременной квалифицированной лечебно-профилактической терапевтической помощи населению Каменского района: консультации больных, представляемых врачами отделения, как в поликлинике, так и с выходом на дом к больному, в сложных или конфликтных случаях, связанных с вопросами диагностики; проводила обследования, лечение, госпитализацию больных, контролировала правильность диагностики и объема лечебно-диагностических мероприятий, проводимых врачами отделения как в поликлинике, так и на дому; принимала больных в утренние смены в целях обеспечения равномерности нагрузок участковых врачей; осуществляла временную замену врачей, отсутствующих на работе, как на приеме, так и по вызовам, проводила экспертизу временной нетрудоспособности с принятием решения о продлении листков нетрудоспособности при сроках лечения более 10 дней или при превышении средних сроков лечения больных с первично выданными больничными листками; обеспечивала плановую госпитализацию с обязательным личным осмотром больных и контролем правильности заполнения медицинской документации, планировала и контролировала своевременность, эффективность и качество проведения диспансерного наблюдения за лицами, состоящими на учете, за рабочими промышленных предприятий, подростками, ветеранами войны и труда, лицами, длительно и часто болеющими; обеспечивала правильность отбора больных на санаторно-курортное лечение с учетом диагноза, состояния больного, наличия показаний и противопоказаний, внедряла в практику работы отделения передовые формы и методы лечения, диагностики, профилактики заболеваний, работая при этом на штатной должности терапевта согласно штатному расписанию за этот период.
В обязанности Бреевой Е.В. на должности заместителя главного врача по контрольно-экспертной работе входило: принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения, определение трудоспособности граждан, продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников, оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации, разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов, изучение каждого случая смерти пациента, принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выдача справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также другие функции, связанные с лечебной деятельностью.
Решение данных вопросов при этом возможно только после проведения осмотра больного, оценке его состояния здоровья, результатов проведенного обследования и лечения, определении прогноза, что относится к врачебной деятельности.
С указанным выводом суда соглашается и судебная коллегия, поскольку он основан на материалах дела (показания истца, представителя третьего лица, копии карточек амбулаторных больных, копии журналов учёта клинико-экспертной работы ЛПУ, копии журналов КЭК, должностными инструкциями, приказами по лечебному учреждению, льготной уточняющая справка), с достаточной полнотой исследованных в судебном заседании и оценённых в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1379 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусмотрено включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
С учётом включения спорных периодов работы истца в её льготный стаж на 02 августа 2014 года он составил 30 лет, в связи с чем судом обоснованно на пенсионный орган возложена обязанность назначить Бреевой Е.В. досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и потому не могут быть положены в основу отмены судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба представителя ответчика - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского городского суда Пензенской области от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.