Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : Председательствующего Высочанской О.Ю.,
и судей Мехоношиной Д.В., Мезениной М.В.,
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 01 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 февраля 2015 года, которым постановлено:
"Признать отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 12.09.2014 г. за NСЭД-11-01-10-3708 незаконным.
Признать за Собакиным Д.П., Собакиной Ю.Н., действующей также в интересах несовершеннолетней С., право на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг. в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. N1322-п".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения Собакиной Е.Н., Собакина Д.П. и их представителя - Меновщиковой Л.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собакин Д.П., Собакина Ю.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней С., обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, администрации г.Перми о признании отказа начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми N ** от 12.09.2014 г. незаконным, признании права на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках подпрограммы "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края" N1322-п, утвержденной 03.10.2013 г. Постановлением Правительства Пермского края.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства социального развития Пермского края, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 1.2.4. Правил предоставления социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 года молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилых помещениях, что свидетельствует о том, что молодая семья должна проживать по месту нахождения органа муниципального образования, в который предоставляется заявление о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях и для участия в Программе. Место жительство членов семьи определяется местом регистрации. При этом в момент обращения с заявлением о включении молодой семьи на участие в краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2007-2010 годы" все члены семьи должны были быть жителями г. Перми, в то время как у Собакина Д.П. такая регистрация на территории г. Перми отсутствовала. Бюджетные средства, выделяемые из соответствующих бюджетов, имеют адресный и целевой характер. В настоящее время отсутствует вступившее в законную силу решение суда, обязывающее восстановить семью истцов в списках молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, в списках участников, состоящих на учете для участия в программе.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.11.2007 года семья Собакиных в составе Собакина Д.П., Собакиной Ю.Н. и несовершеннолетней С. была признана участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы"
На момент включения в число участников программы между Собакиной Ю.Н. и Собакиным Д.П. был зарегистрирован брак, все члены семьи постоянно проживали в жилом помещении по адресу ****, обеспеченность на каждого члена семьи составляла 9, 4 кв.м. (19, 10 кв.м. + 37. 2 /4)/3, что менее учетной нормы по г. Перми.
Решением Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от 12.09.2014 года истцам было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35% в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-1015 годы в связи с отсутствием у Собакина Д.П. постоянной регистрации на территории г. Перми на момент включения семьи в программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
Согласно указанным Правилам участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил (п. 5). Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6).
На момент признания семьи Собакиных участником целевой программы действовала краевая целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", принятая Законом Пермского края от 07.12.06. N ЗЗ-КЗ Программа разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермского края (области), в том числе - Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (п. 1.2).
Согласно п. 7.5.1 краевой целевой программы в редакции, действовавшей на момент обращения семьи с заявлением о включении ее в список участников программы в 2007 году, молодая семья - участник Программы представляет в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту регистрации одного из супругов пакет документов для участия в Программе.
Последующие редакции краевого Закона N 33-ПК предусматривают сохранение права на получение социальной выплаты за счет средств краевого и местного бюджетов молодых семей, включенных в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных настоящим Законом до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010 г. N 1119-п утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы". Согласно п. 1.3.1 программы сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:
потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N ЗЗ-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
Согласно п. 1.3.1-1 потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов.
Семья Собакиных признана в 2007 г. участником программы на условиях, предусмотренных действующим на указанный период законодательством, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Собакина Д.П. на тот момент регистрации в г. Перми судебной коллегией во внимание приняты быть не могут. Кроме того, судебная коллегия также учитывает то обстоятельство, что на момент отказа в получении социальной выплаты Собакин Д.П. уже имел регистрацию по месту жительства всех членов семьи- г. Пермь, ул. **** ( с 10.06.2010 года) в жилом помещений, приобретенном семьей 12.05.2010 года за счет ипотечных средств, согласно трудовой книжки Собакина Д.П., в период с 2004 года Собакин Д.П. был постоянно трудоустроен на предприятиях г. Перми, что подтверждает позицию истцов о постоянном проживании Собакина на территории г. Перми на момент включения его в программу.
Статья 51 ЖК РФ не предусматривает для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях условие о необходимости регистрации членов семьи на территории одного муниципального образования.
Наличие у супругов регистрации места жительства в разных муниципальных образованиях не препятствует признанию такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как согласно пункту 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в судебном порядке не разрешен вопрос о восстановлении семьи Собакиных в списках семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, а также в списках участников, состоящих на учете для участия в программе, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, постановленного судом в соответствии с требованиями ч. 3 ст.196 ГПК РФ. При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что в связи с установленной судом незаконностью отказа семье в получении социальной выплаты принятое судом первой инстанции решение, вступившее в законную силу, является основанием для восстановления семьи истцов в соответствующих списках на получение социальной выплаты, в случае, если семья была исключена из участников программы по основаниям, изложенным в решении Управления жилищных отношений Администрации г. Перми от 12.09.2014 года N **.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 20 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.