Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей Лапшиной Л.Б.,Поляковой К.В.,
при секретаре Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани
на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Салимжановой А.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Салимжанова А.П. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району N N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа. Ее специальный стаж составил 13 лет 11 месяцев 11 дней. Из подсчета специального стажа исключены следующие периоды работы: с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в "данные изъяты" больнице ЦРБ; с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года и с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста, с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в "данные изъяты" больнице N N и с 1 января 1993 года
по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в "данные изъяты" поликлинике N N, с 20 апреля 1992 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в "данные изъяты"; с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в "данные изъяты"; с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" и с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" "данные изъяты""; поскольку должности "массажист" и "инструктор ЛФК" не поименованы Списком; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года, как не предусмотренные действующим законодательством. С данным отказом не согласна. С учетом уточнений к исковым требованиям, просит признать решение ответчика незаконным, обязать пенсионный орган включить в подсчет специального стажа следующие периоды: с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в "данные изъяты" больнице ЦРБ; с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года и с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста "данные изъяты", с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в "данные изъяты", с 1 января 1993 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в "данные изъяты", с 20 апреля 1992 года по 31 декабря 1992 года в должности массажиста городской "данные изъяты", с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в "данные изъяты" с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" и с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" "данные изъяты""; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года, признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа и назначить пенсию с 28 июля 2014 года.
Истец Салимжанова А.П. и ее представитель Шумная Н.Б. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Астрахани Чернова Г.А. уточненные исковые требования не признала.
Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Салимжановой А.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку должности "массажист" и "Инструктор ЛФК" не поименованы Списком, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в подсчет специального стажа, поскольку действующим законодательством включение данных периодов не предусмотрено.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Астраханского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ответчика Черновой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Салимжановой А.П. и ее представителя Шумной Н.Б., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани N N от ДД.ММ.ГГГГ Салимжановой А.П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Признавая отказ пенсионного органа суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона N 173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях Российской Федерации" (действовавшего на момент спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости досрочно назначается ранее достижения возраста, закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности, и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Установлено, что Салимжанова А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в городе.
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период с 22 марта 1990 года по 20 мая 1990 года, с 28 мая 1990 года по 29 июля 1990 года, с 2 марта 1998 года по 5 апреля 1998 года, с 2 июня 2008 года по 30 июня 2008 года Салимжанова А.П. находилась на курсах повышения квалификации, за ней был сохранен средний заработок, с которого работодателем произведены удержания, следовательно, указанные периоды правомерно были включены в подсчет льготного стажа.
При этом прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном включении в подсчет специального стажа истца периодов работы в должностях массажиста в "данные изъяты"", "данные изъяты", "данные изъяты", медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" медицинской сестры по массажу в "данные изъяты"", поскольку должности "массажист" и "инструктор ЛФК" не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право медицинским работникам на досрочное назначение пенсии по старости, также являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Еще ранее действовало Постановление Совета Министров от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Как усматривается из Перечня учреждений, организации и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", право на указанную пенсию имели врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.
В соответствии с названным Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, законодатель относил к лечебно-профилактическим учреждениям больничные учреждения всех типов и наименований, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, куда входили и поликлиники. В примечании к Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Включая в подсчет специального стажа период работы Салимжановой А.П. с 16 июля 1984 года по 9 января 1989 года в должности клинического лаборанта, патронажной медсестры в "данные изъяты" больнице ЦРБ, районный суд руководствовался вышеприведенными нормами, а также, что письменными материалами дела, записями в трудовой книжке подтверждается, что истец в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения полный рабочий день
Удовлетворяя требования Салимжановой А.П. о включении в подсчет ее специального стажа периодов работы с 5 марта 1990 года по 31 июля 1990 года, с 2 сентября 1991 года по 1 февраля 1992 года в должности массажиста "данные изъяты", с 1 января 1993 года по 5 августа 1996 года, с 5 января 1998 года по 4 мая 1998 года, с 1 января 1999 года по 1 января 2000 года в должности массажиста в "данные изъяты" , с 20 апреля 1992 года по 31 декабря 1992 года в должности массажиста "данные изъяты", с 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в "данные изъяты"", с 1 августа 1990 года по 1 сентября 1991 года в должности инструктора ЛФК в "данные изъяты" с 1 февраля 1992 года по 1 марта 1992 года в должности медсестры невролога и со 2 марта 1992 года по 20 апреля 1992 года в должности массажиста в "данные изъяты", суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами и исходил из следующего.
Из приказа комитета по здравоохранению администрации города Астрахани N N от ДД.ММ.ГГГГ "О реорганизации муниципального учреждения здравоохранения "данные изъяты" следует, что с целью повышения эффективности деятельности муниципального учреждения здравоохранения "данные изъяты" а также во исполнении распоряжения администрации города Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ" "данные изъяты" реорганизована в форме присоединения к ней муниципального учреждения здравоохранения города Астрахани "данные изъяты" Определить муниципальное учреждение здравоохранения "данные изъяты" правопреемником прав и обязанностей присоединяемого к нему муниципального учреждения здравоохранения города Астрахани " "данные изъяты"" в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с Положением о "данные изъяты" "данные изъяты" целью создания "данные изъяты" является реализация определенных законодательством задач по охране здоровья граждан в сфере восстановительного лечения и реабилитации больных. Предметом деятельности "данные изъяты" является восстановительное лечение больных, направляемых из других ЛПУ, либо обратившихся самостоятельно; оказание амбулаторно-поликлинической реабилитационной и консультативной помощи (в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому) различным категориям больных в соответствии с "Порядком направления больных в "данные изъяты""; организационно - методическая работа по вопросам восстановительного лечения и профилактики заболеваний в целом по министерству здравоохранения АО лечебно - профилактическим учреждениям.
Таким образом, письменными материалами дела, записями в трудовой книжке, архивными справками подтверждается, что истец в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения полный рабочий день. Фактически истец выполняла работу медицинской сестры, и ее работа в это время была связана с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными функциональными обязанностями по занимаемой должности, высокой степенью ответственности за результаты работы.
Кроме того, из представленной должностной инструкции инструктора по лечебной физкультуре следует, что при проведении индивидуальных занятий инструктор ЛФК помогает больному занять правильное исходное положение, осуществляет контроль и помощь при выполнении активных учреждений, проводит пассивные упражнения, сочетая их с отдельными приемами массажа, тщательно следит за переносимостью больными занятия.
Истец при проведении лечебной физкультуры использовала приемы пассивной гимнастики, что требует определенной физической нагрузки.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения пенсионного органа в части невключения в льготный стаж периодов работы истца в должности инструктора по лечебной физкультуре в "данные изъяты" и обоснованности заявленных истцом требований.
Доводы подателя жалобы относительно невозможности включения в специальный стаж Салимжановой А.П. периодов ее работы с 3 января 2000 года по 31 декабря 2000 года, с 1 января 2003 года по 31 декабря 2004 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты", с 1 января 2007 года по 30 июня 2010 года, с 1 октября 2013 года по 31 марта 2014 года в должности медицинской сестры по массажу в "данные изъяты" являются не состоятельными, поскольку согласно статье 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона страхователями являются юридические лица.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 8 Закона).
Из смысла приведенных норм следует, что индивидуальный персонифицированный учет имеет целью упрощение процедуры назначения пенсии застрахованным лицам, а, следовательно, отсутствие данных персонифицированного учета не может служить причиной отказа в назначении пенсии при условии предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж.
Кроме того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью работодателя. Пенсионный фонд в свою очередь обязан требовать своевременного включения в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных работодателем.
Следовательно, отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета не может лишать истца права на включение указанных периодов в ее стаж.
Кроме того, Салимжанова А.П. является добросовестным участником гражданских правоотношений, и ее права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Тот факт, что в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют сведения на индивидуальном лицевом счете Салимжановой А.П., не может служить основанием для лишения истца права на включение в трудовой стаж спорных периодов работы.
Ущемление прав истца на социальное обеспечение недопустимо и иное толкование пенсионного законодательства повлекло бы незаконное ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку с учетом подлежащих зачету в указанном льготном порядке спорных периодов стаж лечебной деятельности Салимжановой А.П. в учреждениях здравоохранения в городе на 28 июля 2014 года составил более 30 лет, суд обоснованно удовлетворил ее требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.