Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
с участием прокурора Скоробогатовой Н.А.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нечаева Н.М. к Службе Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области о признании распоряжения об увольнении незаконным и подлежащим отмене, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,
по апелляционной жалобе истца Нечаева Н.М. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Нечаев Н.М. обратился в суд с иском к Службе Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области, просил признать распоряжение Номер изъят от Дата изъята об увольнении незаконным и подлежащим отмене, восстановить его в должности (данные изъяты) с Дата изъята , взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты)., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере (данные изъяты).
В обоснование требований указал, что с Дата изъята состоял в трудовых отношениях с ответчиком. Дата изъята ему выдано уведомление об увольнении в связи с наличием заболевания, и распоряжение об увольнении по инициативе работодателя. Увольнение считает незаконным, поскольку заболеваний, препятствующих исполнению должностных обязанностей, у него нет. По заключению МСЭ ему присвоена (данные изъяты) инвалидности, которая является рабочей. Согласно характеристике, выданной работодателем в 2013 году, свои служебные обязанности он выполняет добросовестно, с порученной работой справляется на профессиональном уровне. С марта 2012 года он ни разу не находился на больничном по заболеванию, установленному МСЭ в 2012 году.
В судебном заседании истец Нечаев Н.М. и его представитель Бусаргина О.С. поддержали исковые требования. Представитель ответчика Пестов М.М. исковые требования не признал.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17.02.2015 исковые требования Нечаева Н.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Нечаев Н.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что на момент увольнения у работодателя отсутствовало медицинское заключение о запрете продолжать ему работу в должности (данные изъяты) по состоянию здоровья. То есть законность основания увольнения, считает, ответчиком не доказана.
Обращает внимание на то, имеются противоречия между заключением судебной медицинской экспертизы, проведенной при рассмотрении дела, и выводами медико-социальной экспертизы в отношении состояния здоровья истца и возможности продолжения им работы в прежней должности. Вместе с тем, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о вызове и допросе в судебном заседании членов экспертной комиссии C и Ч. с целью устранения имеющихся противоречий в выводах экспертов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Кирчанова Е.А., представитель ответчика Службы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области Габова О.В. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 28 указанного Федерального закона гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 3 статьи 28 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, утвердившим Правила признания лица инвалидом.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 36 Правил).
Из изложенного следует, что решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации являются единственными документами, выдаваемыми данным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы, и в силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - обязательными для организаций, учреждений.
Таким образом, справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная по результатам проведения медико-социальной экспертизы, являются медицинским заключением, позволяющим работодателю отстранять работника от работы и увольнять в порядке, установленном законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Нечаев Н.М. проходил государственную гражданскую службу в Службе Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области в должности (данные изъяты).
В период прохождения гражданской службы истцу установлена инвалидность (данные изъяты) и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида к акту освидетельствования Номер изъят от Дата изъята , согласно которой Нечаеву Н.М. противопоказана работа с умеренными и тяжелыми физическими нагрузками, с выраженными нервно-психическими нагрузками, эмоциональное перенапряжение. Доступно: может выполнять административные виды труда, в комфортных и благоприятных условиях по напряженности, неполный рабочий день или с дополнительными перерывами для отдыха.
Уведомлением от Дата изъята Номер изъят работодатель предупредил Нечаева Н.М. о том, что Дата изъята с ним будет расторгнут служебный контракт Номер изъят от Дата изъята в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона), поскольку в настоящее время в Службе Гостехнадзора Иркутской области имеется 1 вакантная должность - (данные изъяты), должностные обязанности и условия труда по указанной должности полностью совпадают с должностными обязанностями по занимаемой им должности, в связи с чем Служба Гостехнадзора Иркутской области не может предоставить ему рабочее место в соответствии с указанными противопоказаниями и предложить перевод на иную должность, не противопоказанную ему по состоянию здоровья.
Распоряжением руководителя Службы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области Номер изъят от Дата изъята Нечаев Н.М. освобожден от замещаемой должности и уволен с областной государственной гражданской службы Дата изъята по инициативе работодателя, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Основание: уведомление Номер изъят от Дата изъята , индивидуальная программа реабилитации инвалида ( (данные изъяты)).
Разрешая спор и отказывая Нечаеву Н.М. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся у Нечаева Н.М. заболевания препятствуют дальнейшему прохождению гражданской службы, поскольку в соответствии с медицинским заключением ему противопоказаны умеренные и тяжелые физические нагрузки, психо-эмоциональные нагрузки, ненормированный рабочий день. В то время как особенности его труда предполагают нервно-психические и эмоциональные перенапряжения, физические нагрузки, связанные с разъездами до 50% рабочего времени, ненормированный рабочий день. Поскольку в Службе на момент увольнения отсутствовали должности, которые можно было предложить истцу для перевода по состоянию здоровья, у ответчика имелись основания для увольнения Нечаева Н.М. по пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Нарушений порядка увольнения не допущено.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Являются необоснованными доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для увольнения Нечаева Н.М. по пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95, утвердившим Правила признания лица инвалидом.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 36 Правил).
Из изложенного следует, что решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации являются единственными документами, выдаваемыми данным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы, и в силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - обязательными для организаций, учреждений.
Таким образом, справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная по результатам проведения медико-социальной экспертизы, являются медицинским заключением, позволяющим работодателю отстранять работника от работы и увольнять его в порядке, установленном законом.
Как следует из документов медико-социальной экспертизы, Нечаеву Н.М. противопоказана работа с умеренными и тяжелыми физическими нагрузками, с выраженными нервно-психическими нагрузками, эмоциональное перенапряжение. Доступно: может выполнять административные виды труда, в комфортных и благоприятных условиях по напряженности, неполный рабочий день или с дополнительными перерывами для отдыха.
Как установлено судом и следует из материалов дела, (данные изъяты) выполняет весь объем работы на территории в одном лице, ему установлен ненормированный рабочий день. Для исполнения служебных обязанностей за (данные изъяты) закреплен служебный автомобиль. В функциональные обязанности входит прием граждан, работа с людьми, что связано с эмоциональным напряжением. 50 % служебного времени работа имеет разъездной характер на служебном автомобиле или транспорте клиентов. В соответствии с должностным регламентом, (данные изъяты) осуществляет регистрацию, проведение государственного технического осмотра самоходных машин, проведение экзаменов на право управления самоходными машинами, проводит проверки, дает обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов Гостехнадзора области, составляет протоколы об административных правонарушениях, налагает административные взыскания.
Таким образом, исполнение служебных обязанностей истца предполагает физические и нервно-психические нагрузки, эмоциональное напряжение, невозможность создания ему комфортных и благоприятных по напряженности условий труда, установление неполного рабочего времени, с дополнительными перерывами для отдыха.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика имелось медицинское заключение, дающее ему право для увольнения Нечаева Н.М. с областной государственной гражданской службы по пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", являются правильными.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в допросе в судебном заседании членов экспертной комиссии, проводивших судебно-медицинскую экспертизу по определению суда.
Разрешение спора о законности увольнения государственного гражданского служащего по пункту 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предполагает назначение по делу судебно-медицинской экспертизы. Юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом по такому делу, является наличие медицинского заключения, которым гражданскому служащему противопоказана дальнейшая служба в прежней должности, на момент увольнения.
Из материалов дела следует, что такое медицинское заключение на момент увольнения Нечаева Н.М. у ответчика имелось, что свидетельствует о наличии основания для его увольнения.
Вместе с тем, проведение по делу судебно-медицинской экспертизы и оценка судом экспертного заключения, не привело к неправильному разрешению возникшего спора.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы в части несогласия истца с выводами судебно-медицинской экспертизы и необходимости допроса в суде экспертов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.