Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой А.М.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Магомедрасулова Н.С. о признании незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан (далее филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД Г.К. на решение Кировского районного суда г.Махачкала от 6 апреля 2015 года,
заслушав доклад судьи Ашурова А.И. об обстоятельствах дела и доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Магомедрасулов Н.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от 12 марта 2015 года N об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании устранить допущенное нарушение, указывая в обоснование на то, что постановлением администрации МО ГО "город Махачкала" от "дата" 2014 года в его собственность переоформлен земельный участок площадью 500 кв.м., на который зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности. Заявителем был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ, в связи с образованием двух земельных участков, путем раздела данного земельного участка. Однако филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку размеры образуемых земельных участков меньше предельных размеров, установленных Решением Махачкалинского городского собрания от 29 июня 2011 года N 6-7а "Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа "город Махачкала".
Заявитель считает, что отказом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в осуществлении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, нарушены его права, так как решение органа местного самоуправления от 29 июня 2011 года, касается установления ограничения предельных размеров земельных участков только лишь тех, которые предоставляются гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако ему данный земельный участок уже предоставлен, и он находится в его распоряжении на праве собственности.
Решением Кировского районного суда г.Махачкала от 6 апреля 2015 года требования Магомедрасулова Н.С. удовлетворены и постановлено:
"Признать незаконным решение от 12 марта 2015 г. N Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РД об отказе в постановке на государственный кадастровый учет 2 земельных участков, площадью 250 кв.м каждый, по адресу: г.Махачкала, "адрес".
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РД поставить на государственный кадастровый учет 2 земельных участка площадью 250 кв.м каждый, образованные при разделе земельного участка с кадастровым N, расположенные по адресу: РД, г.Махачкала, "адрес".
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД Г.К. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с апелляционной жалобой, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, Г.М., представитель заявителя Магомедрасулова Н.С., оспаривая приводимые в ней доводы, просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ст.327.1 ГПК РФ, возражений на нее, выслушав объяснения Г.М., представителя Магомедрасулова Н.С., полагавшего решение законным и обоснованным, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела на основании свидетельства о государственной регистрации права N от "дата" 2015 года, Магомедрасулов Н.С. является собственником земельного участка, площадью 500 кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, "адрес", предоставленного ему постановлением администрации МО ГО "город Махачкала" от "дата" 2014 года N под индивидуальное жилищное строительство.
По заявлению Магомедрасулова Н.С., кадастровым инженером М.М., имеющим квалификационный аттестат кадастрового инженера за N, 27 февраля 2015 года в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков из вышеуказанного земельного участка размерами 250 кв.м каждый.
3 марта 2015 года Магомедрасулов Н.С. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от 27 февраля 2015 года.
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от 12 марта 2015 года N в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на то, что размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, установленных Решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а, согласно которого предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого под индивидуальное жилищное строительство составляет 300 кв.м.
Признавая решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от 12 марта 2015 года незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в возникшем споре, поскольку исходный земельный участок находится в собственности заявителя, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения этим земельным участком, и желающего произвести раздел своего имущества, правило о минимальном размере земельного участка применению не подлежит.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Согласно п.1 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.2 ст.11.9 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п.п.8, 9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Частью 4 ст.41 ГрК РФ (действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), устанавливалось, что при разделении земельных участков на несколько земельных участков, размер образованного земельного участка не должен превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков (утратил силу с 01.03.2015 г. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст.7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст.30 ГрК РФ).
В силу п.2 ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч.2 ст.30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.8 ст.1, п.3 ч.1 ст.8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст.1, п.2 ч.6 ст.30, п.1 ч.1 ст.38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно ст.31 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2003 года N 45 (ред. от 13.03.2015) "О земле" (принят Народным Собранием РД 25.12.2003) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Махачкалинского городского Собрания от 14 июля 2009 года N 19-4а (ред. от 26.02.2014) утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе "город Махачкала" (далее Правила).
Согласно п.3 ст.6 Правил, разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.
Таким образом, при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры вновь образованных земельных участков не должны быть меньше нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами МО ГО "город Махачкала".
Пунктом 1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а "Об установлении предельной нормы предоставления земельных участков в собственность гражданам из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа "город Махачкала" установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства в размере 300 кв.м.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года N 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36, ч.2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36, ч.3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу пп.2 п.3 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Соответственно, при образовании нескольких земельных участков посредством раздела, то есть изменения существующего земельного участка заявителя их размеры не могут быть менее 300 кв. м, что в данном случае отсутствует и делает невозможным осуществление государственного кадастрового учета таких участков.
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате преобразования (изменения) исходного земельного участка размер каждого вновь образуемого земельного участка составит 250 кв.м, то есть меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного органом местного самоуправления, решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД об отказе Магомедрасулову Н.С. в осуществлении государственного кадастрового учета является правомерным.
Вывод суда, что установленные органом местного самоуправления предельные размеры земельных участков не распространяются на вновь образованные земельные участки, поскольку занимаемый земельный участок находится в собственности заявителя, как правовое основание для раздела земельного участка на несколько без соблюдения минимального размера, является ошибочным, поскольку, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что при образовании земельных участков, учету подлежат положения п.1 Решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 29 июля 2011 года N 6-7а. Нахождение исходного земельного участка в собственности заявителя не создает ему преимуществ при образовании земельных участков в части несоблюдения вышеуказанных положений законодательства. Земельный участок заявителя не относится к числу земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Ссылка заявителя на нарушения его прав как собственника несостоятельна, поскольку филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД препятствий заявителю к осуществлению правомочий собственника не созданы, заявитель не лишается права на земельный участок, и не ограничиваются его права владения, пользования и распоряжения им.
Судебная коллегия полагает, что ходе рассмотрения настоящего дела, нарушений прав заявителя, как собственника земельного участка со стороны заинтересованного лица установлено не было, в связи с чем, требования Магомедрасулова Н.С. о признании незаконными действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД, обязании устранить допущенные нарушения, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Магомедрасуловым Н.С. требований о признании незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков и возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельных участков.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Махачкала от 6 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Магомедрасулова Н.С. о признании незаконным решение филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по РД об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков и возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельных участков, отказать.
Председательствующий А.М. Ибрагимова
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.