Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц в защиту государственных интересов к религиозной группе "Орда" в лице К.С., Ш.Н., О.А. о прекращении деятельности, запрете деятельности
по апелляционной жалобе ответчиков К.С., Ш.Н., О.А., действующих через представителя П.М., на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения К.С., Ш.Н., прокурора Беспаловой М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой "адрес" Алтайского края была проведена проверка деятельности общественной религиозной организации, именуемой "Орда", не зарегистрированной Управлением Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю, расположенной на территории "адрес" Алтайского края, в том числе по адресу: "адрес").
Проверкой установлено, что деятельность незарегистрированной общественной организации "Орда" на территории "адрес" Алтайского края организовали К.С. и Ш.Н., которые приблизительно с февраля 2013 года и по настоящее время с периодичностью не реже одного раза в три месяца проводят сеансы (обряды исцеления) граждан на территории "адрес". Для сеансов религиозной группы "Орда" в городе Рубцовске жительница города О.А. предоставляет жилое помещение, а именно жилой дом по адресу: "адрес"). Сеансы по вышеуказанному адресу длятся как правило 10-15 минут, стоимость их составляет "данные изъяты" с человека. После сеанса, проведенного в ДД.ММ.ГГ, граждане, заинтересованные деятельностью группы "Орда", в том числе О.А., выезжали в "адрес" для посещения "святых мест".
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском к религиозной группе "Орда" в лице К.С. и Ш.Н., просил прекратить деятельность религиозной группы "Орда" на территории "адрес" Алтайского края, в том числе по адресу: "адрес"); запретить деятельность религиозной группы "Орда" на территории "адрес" Алтайского края, в том числе по адресу: "адрес").
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что К.С., проживающая в селе "адрес", и Ш.Н., проживающая в селе "адрес", ранее в "адрес" проводили аналогичные сеансы. Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** деятельность религиозного объединения "Орда" на территории "адрес" прекращена и запрещена.
Заключением комплексного психолого-религиоведческого исследования деятельности группы "Орда" от ДД.ММ.ГГ установлено тождество организации "Орда" с исходным религиозным движением " "данные изъяты"".
Решением специализированного межрайонного экономического суда "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ ТОО " "данные изъяты"" ликвидировано, запрещена его деятельность по пропаганде и распространению движения " "данные изъяты"" (казахское - "данные изъяты"), подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью человека на территории "данные изъяты"
Решения о ликвидации общественных организаций "Орда" и прекращении их деятельности принимались в разные периоды Ленинским районным судом "адрес", Кизильским районным судом "адрес", Кетовским районным судом "адрес".
Согласно заключению комплексного психолого-религиоведческого исследования деятельности группы "Орда" от ДД.ММ.ГГ года, проведенного в "адрес" специалистами религиоведом и психологом, в группе "Орда", возглавляемой Ш.Н. и К.С., на сеансах лечения используются традиционные для казахских народных суеверий атрибуты: камча, свечи, читаются заклинания-молитвы, призывающие на помощь духов предков. В указанной группе первая поездка осуществляется в некую "Долину" (около 300 км от "адрес"). Среди паломников члены организации отбирают наиболее внушаемых, тех, кто способен к "общению" с предками. Затем новообращенные погружаются в измененное состояние сознания и начинают "слышать" голоса "святых". В случае отказа от исполнения воли "святых", по словам последователей движения, человека и его близких будут преследовать неудачи и болезни, вплоть до смерти. В целом, исследуемая группа охарактеризована как псевдоцелительская, псевдошаманская неоязыческая секта. Результатом манипуляций над сознанием является расщепление личности, дезинтеграция эго и, как следствие, проблемы с психическим и физическим здоровьем. Также организация "Орда" имеет черты тоталитарной секты.
Кроме того, согласно указанному заключению комплексного психолого-религиоведческого исследования деятельности группы "Орда" от ДД.ММ.ГГ, при проведении так называемых "лечебных сеансов", "сеансов очищения", руководители группы, не имея высшего медицинского образования и лицензии на целительскую или врачебную деятельность, ставят своим посетителям диагнозы различных заболеваний, "обнаруживают" у них серьезные психологические, личностные проблемы в семье, на работе, тем самым вызывая у адептов ощущение обреченности, страха, неизбежности неприятного события, болезни. Это способствует усилению внушаемости, может спровоцировать ухудшение психического или изменения в физическом состоянии. Таким образом, психическое и физическое состояние лиц, вовлеченных в деятельность группы "Орда", ухудшается. В группе "Орда" используются методы и технологии контроля сознания, что может привести к культовой травме адептов. В исследованных материалах присутствуют признаки психологического воздействия на личность. Цель применяемых методов психологического воздействия - внушить адептам, что им нужно снова и снова "лечиться" в "Орде" и совершать паломнические поездки. Это дает руководству, во-первых, чувство власти и доминирования над адептами, во-вторых, источник финансовых средств.
Согласно заключению психиатрического исследования деятельности группы "Орда", проведенного ДД.ММ.ГГ специалистом - врачом судебно-психиатрическим экспертом высшей категории АККПБ им. Ю.К. Эрдмана, психическое состояние лиц, вовлеченных в деятельность исследуемой группы в результате применения к ним манипулятивно-трансовых практик, может с большой степенью вероятности ухудшиться. При длительном пребывании в группе "Орда" у адептов возможно возникновение таких расстройств, как зависимое расстройство личности, тревожно-фобические и депрессивные состояния различного регистра, аффективно-бредовые, индуцированные психозы. При выходе из неокульта (при длительном пребывании в нем) вероятно развитие посттравматического стрессового расстройства, имеющего свои специфические особенности.
Ссылаясь на ст. 2 Конституции Российской Федерации, ФЗ N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", прокурор указывает на нарушение закона в действиях ответчиков, полагает, что деятельностью общественной организации "Орда" нарушаются права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Иск первоначально был предъявлен в Волчихнский районный суд Алтайского края. Определением указанного суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена О.А., дело передано на рассмотрение в Рубцовский городской суд Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела представитель истца М.Н., настаивая на удовлетворении иска, пояснила, что К.С., Ш.Н., О.А. входят в религиозную группу "Орда", которая осуществляла свою деятельность на территории "адрес" Алтайского края, в том числе, по адресу: "адрес"); при этом Ш.Н. занималась целительством, также К.С. вместе с Ш.Н. организовывали для адептов поездки по "святым местам" в "адрес", где все вместе совершали обряды исцеления; О.А. предоставляла длительное время жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"), принадлежащий ей на праве собственности, для совершения указанных сеансов (обрядов), проводимых Ш.Н., а также сама Ш.Н. разделяла взгляды о возможности избавления людей от недугов путем поездок "по святым местам" и привлекала своих родственников для участия в указанных сеансах (обрядах- исцелениях) и поездках по "святым местам" - местам древних захоронений в "адрес".
Ответчики просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что общественная организация "Орда" им неизвестна, они не являются членами религиозной организации "Орда". Ответчики К.С. и Ш.Н. пояснили, что Ш.Н. является целителем, о чем имеет сертификат, она проводила лечение граждан в жилом доме по адресу: "адрес"). К.С., Ш.Н., О.А. пояснили, что уверены в том, что поездки "по святым местам" излечили некоторых людей от женских болезней и иных заболеваний. После поездок по святым местам, которые К.С., Ш.Н. организуют, но затраты несут все паломники, у людей значительно улучшается состояние здоровья, они избавляются от заболеваний, возвращаются заряженные положительной энергией, с приливом сил. Никого из граждан они не заставляют совершать паломничества по святым местам, данное решение люди принимают самостоятельно, при этом часто едут со своими родственниками.
К.С. пояснила, что она не занимается самостоятельно целительством или врачеванием на территории "адрес", но помогает организовать поездки "по святым местам" - по местам древних захоронений в "адрес" людям, имеющим проблемы, с целью предоставления возможности избавления от них, для чего собирает деньги с паломников, договаривается о найме автобуса для поездки, решает вопросы по размещению и питанию людей в этих поездках, где нуждающиеся получают необходимую помощь и избавляются от своих недугов и проблем, в том числе, и с помощью обряда "бата", который проводят шаманы на территории "адрес".
Представитель К.С. и Ш.Н. - П.М., кроме того, поясняла, что у К.С. имеется доверенность от ДД.ММ.ГГ, выданная "данные изъяты"", "адрес", по которой ей предоставлены полномочия заниматься туристической деятельностью, поэтому К.С. организует поездки по местам силы в "адрес" с целью паломничества, в том числе, и для жителей "адрес". Считала, что деятельность Ш.Н., К.С. приносит только пользу людям, никому они не навредили. Полагала, что психиатрическое исследование деятельности неокультной группы "Орда", проведенное ДД.ММ.ГГ специалистом - врачом судебно-психиатрическим экспертом высшей категории АККПБ им. Ю.К. Эрдмана, и комплексное психолого-религиоведческого исследование деятельности группы "Орда" от ДД.ММ.ГГ года, проведенное в "адрес" специалистами религиоведом и психологом, не подтверждают обоснованность требований прокурора "адрес", дата составления указанных документов не совпадает со временем проведения прокурорской проверки в городе Рубцовске.
Решением Рубцовского городского суда г. Барнаула Алтайского края от 27 марта 2015 года иск удовлетворен.
Прекращена деятельность религиозной группы "Орда" на территории "адрес" Алтайского края, в том числе по адресу: "адрес").
Запрещена деятельность религиозной группы "Орда" на территории "адрес" Алтайского края, в том числе по адресу: "адрес").
В апелляционной жалобе представитель ответчиков просит решение суда отменить и принять новое решение, мотивируя тем, что выводы суда основаны на принятии обстоятельств, указанных прокурором, и не подтвержденных доказательствами. При этом в решении содержится ссылка на пояснения сторон и свидетелей, которые по содержанию не соответствуют тому, что эти лица на самом деле говорили. Ответчики действительно осуществляют паломничества в "адрес", а также в "адрес". Во время паломничеств совершаются обряды, в которых паломники участия не принимают, а лишь наблюдают со стороны. Ни о какой организации "Орда" ответчики не знают. В обрядах принимала участие только Ю., делала это по собственной инициативе, ответчики к ее действиям не имеют отношения. Представитель полагает, что Ю. и ее подруга Ш. оговаривают ответчиков по причине сложившихся личных неприязненных отношений.
Кроме того, в жалобе указано, что ответчики никакого отношения к религиозным объединениям и религиозным группам не имеют, по вероисповеданию являются православными христианами, а организации " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"" являются мусульманскими, поэтому ответчицы не могли участвовать в создании подразделения такой организации.
В действительности Ш.Н. и К.С. одарены целительскими способностями и используют их для исцеления людей, читая православные молитвы, без использования святой воды. Указанные ответчики имеют квалификацию " "данные изъяты"", которая присвоена им решением регистрационного совета "данные изъяты", со специализацией по духовному целительству, имеют сертификат от "данные изъяты" о том, что освоили новых "данные изъяты"". Кроме того, К.С. по доверенности на право заниматься формированием туристических групп для путешествий по местам силы, проводимых туристическим агентством " "данные изъяты"", осуществляет указанную деятельность с ДД.ММ.ГГ на принципах самоокупаемости и экономической независимости.
К.С. никогда не была в "адрес" по "адрес" поэтому обвинения в ее адрес в совершении в указанном доме каких-либо обрядов неправомерно.
Представитель ответчиков указывает, что оспариваемое решение нарушает права ответчиков на свободу вероисповедания, передвижения, запрещая им заниматься паломничеством, то есть туристическими поездками по местам силы (святым местам), и верить в православие. Действия ответчиков по совершению паломничества и осуществлению целительства, по их мнению, являются законными, так как право заниматься такой деятельностью подтверждено вышеуказанными документами, а решение суда направлено на запрет заниматься такой деятельностью без достаточных оснований и в нарушение закона.
Антисанитарные условия во время совершения паломничества, совершение жертвоприношений в ходе рассмотрения дела не были подтверждены, противоположный вывод суда противоречит установленным обстоятельствам дела.
Доводы истца о запугивании людей, ухудшении их состояния после паломничества, в ходе рассмотрения дела, по мнению представителя ответчиков, также не были подтверждены доказательствами, поскольку свидетели давали противоположные пояснения.
Прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчики К.С., Ш.Н. настаивали на удовлетворении жалобы и отмене решения суда, представили дополнения к апелляционной жалобе, содержащие аналогичные доводы, просили допросить еще двух свидетелей, проживающих в городе Барнауле, которые могут дать пояснения аналогичные тем, которые давали свидетели, допрошенные в городе Рубцовске. В удовлетворении этого ходатайства было отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор возражал против удовлетворения жалобы, просил приобщить к материалам дела новые доказательства, а именно надлежащим образом заверенные копии документов из уголовного дела *** СЧ ГСУ ГУ МВД России по Алтайскому краю - протоколов допросов свидетелей М., К., М.Т., Ю., Ю.Н., документов, подтверждающих личность указанных свидетелей, заключений комиссии экспертов КГБУЗ "АККПБ им. Эрдмана Ю.К." N ***
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГ (л.д. 176) прокурором при рассмотрении дела в суде первой инстанции было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с целью предоставления дополнительных доказательств, однако суд в удовлетворении ходатайства об отложении отказал, лишь объявил перерыв в судебном заседании. Кроме того, при рассмотрении дела в апелляционной инстанции судебной коллегией в качестве обстоятельства, имеющего значение для дела, было определено установление того, что имеющиеся в материалах дела заключения специалистов были сделаны на основании опросов лиц, которые участвовали в деятельности группы "Орда" именно (или в том числе) в городе Рубцовске, поскольку предметом рассмотрения является запрет деятельности указанной группы в данном населенном пункте, в связи с чем прокурору было предложено представить дополнительные доказательства. Указанное обстоятельство судом первой инстанции в качестве существенного не определялось и представить соответствующие доказательства суд прокурору не предлагал.
С учетом изложенного судебная коллегия пришла к выводу о том, что дополнительные доказательства, представленные прокурором, подлежат приобщению к материалам дела на основании абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК, вынесла соответствующее определение.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
При разрешении спора суд правильно применил закон, определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
В силу п.п. 1, 3 ст. 7 названного Закона религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
При решении вопроса о запрете деятельности религиозной группы применяются основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда (п. 6 ст. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
В силу п.п. 1, 2 ст. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).
В частности, основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения.
Как следует из материалов дела и дополнительно представленных стороной истца доказательств, деятельность группы лиц под руководством Ш.Н. и К.С. в "адрес" аналогична деятельности, которая являлась предметом рассмотрения при разрешении иска прокурора "адрес" Алтайского края по гражданскому делу *** Волчихинским районным судом Алтайского края с вынесением решения от ДД.ММ.ГГ (л.д. 66-80).
Комплексным психолого-религоведческим исследованием от 24.03.2014, проведенным по материалам оперативно-розыскной деятельности в отношении группы, возглавляемой Ш.Н. и К.С., осуществлявшей деятельность в "адрес", подтверждается, что деятельность этой группы имеет религиозный характер. Указанный вывод сделан на основании установления следующих признаков указанной группы: безусловное подчинение членов группы вышестоящим в иерархии целителям; вера в их магические способности; вера в сверхъестественные силы и духов, которые являются объектом поклонения; наличие культовой практики, системы обрядов и ритуалов (паломничества к святым местам, обряды омовения, камчевания, жертвоприношения, бата, разрезания пут и др.); вера в то, что благодаря культовой практике адепты избавятся от болезней и проблем, приобретут сверхъестественные целительские способности.
Все вышеуказанные признаки имели место также в период деятельности Ш.Н. и К.С. в "адрес", поскольку и пояснения свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения спора судом первой инстанции, и дополнительно представленные прокурором доказательства подтверждают, что граждане, которые посещали Ш.Н. в доме, принадлежащем О.А., попали под влияние Ш.Н., которая, как и К.С., пропагандировала этим граждан верования, распространенные на территории "адрес" (возможность излечения от болезней в поездках, где посещаются могилы предков, проводятся обряды шаманами и самими участниками поездок, приобретаются амулеты), принимала меры к тому, чтобы эти граждане посещали ее снова и снова для продолжения лечения, вновь отправлялись в поездки, для чего насаждала им представление об имеющихся у них проблемах со здоровьем и в отношениях с близкими, которые, якобы, можно решить только в поездках по "местам силы" и в результате посещения сеансов Ш.Н. Все свидетели, допрошенные в ходе рассмотрения дела, подтвердили, что верят в целительские способности Ш.Н., которая якобы излечивает болезни руками и молитвами, при этом никаких объективных доказательств исцеления представлено не было. Свидетели указывали, что посещают Ш.Н. неоднократно, некоторые приходят к ней в течение нескольких лет, многократно ездят в поездки по "святым местам".
Ссылку ответчиков на наличие у Ш.Н. и К.С. лицензий на осуществление целительской деятельности судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку представленные ими сертификаты (л.д. 132, 133, 162, 163) носят неофициальный характер, не содержат указания на организационно-правовую форму организаций, их выдавших (" "данные изъяты""), не имеют никакого отношения к науке, образованию, либо медицине. Также не может быть принят во внимание документ, названный "Доверенность", подписанный директором "адрес"" (л.д. 161), поскольку доверенностью является письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации), а в данном случае в названном документе К.С. предоставляется право заниматься формированием туристических групп для путешествий по местам силы и указано, что эта деятельность ведется К.С. на принципах самоокупаемости и экономической независимости. Следовательно, право совершать какие-либо действия от имени "данные изъяты"" К.С. не предоставлено, в судебном заседании апелляционной инстанции она пояснила, что от имени "данные изъяты"" никакие договоры не заключала, поездки организовывала самостоятельно. Следовательно, указанный документ правовых последствий не влечет.
Давая пояснения в суде апелляционной инстанции, Ш.Н. неоднократно и настойчиво утверждала о наличии у нее целительского дара, множестве положительных результатов ее деятельности, которая, по ее утверждению, направлена только на добро. Объективных доказательств указанных обстоятельств не представлено. Вместе с тем, комментируя показания свидетелей Ю., Ю.Н., К., М., М.Т., которые подтвердили принадлежность ответчиков к религиозной группе "Орда", относящейся к течению " "данные изъяты"", а также говорили о распространении ответчиками соответствующих верований на территории России, ответчицы К.С. и Ш.Н. отзываются об этих людях негативно, обвиняя их во лжи, стремлении к наживе и других аморальных поступках, а также нелицеприятно отзываются об их внешнем виде и поведении. Утверждая, что конфликт с Ю. у Ш.Н. возник в связи с тем, что они стали конкурентами и действия Ю. направлены на то, чтобы убрать со своего пути конкурентов в бизнесе, чтобы "организовывать очень выгодные туры по святым местам "адрес"" (из апелляционной жалобы - л.д. 217), Ш.Н. и К.С. в то же время категорически отрицают коммерческий характер своей деятельности. В предыдущем судебном заседании, а также в апелляционной жалобе ответчицы утверждали, что неверную оценку их деятельности дают только Ю. и "ее подруга" Ш. После того, как прокурором были представлены доказательства в отношении К., М., М.Т. ответчики стали утверждать, что об их деятельности плохо отзываются только "две семьи", имея в виду семьи Ю. и К.
Таким образом, пояснения Ш.Н., К.С. являются противоречивыми, непоследовательными, их позиция о том, что они не имеют никакого отношения к религиозной группе "Орда", опровергается материалами дела, которые объективно подтверждают осуществление указанными лицами деятельности, оказывающей отрицательное влияние на людей, приобщенных к этой группе, выражающейся в посягательстве на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба их здоровью, склонении к отказу от медицинской помощи (путем замены ее целительством), разрушении семьи.
Так, по заключению комиссии экспертов *** от ДД.ММ.ГГ КГБУЗ "АККПБ ИМ. Эрдмана Ю.К." в отношении Ю. в период нахождения в религиозной группе "Орда", в результате деятельности последней, у Ю. возникали психические состояния невротического и субпсихотического регистра. Установленные психические расстройства имели как прямую, так и опосредованную причинно-следственную связь с деятельностью руководителя группы "Орда" Ш.Н., применявшей методы манипуляторно-суггестивного воздействия и причинили вред здоровью средней степени тяжести. В заключении комиссии экспертов *** от ДД.ММ.ГГ КГБУЗ "АККПБ ИМ. Эрдмана Ю.К." в отношении К. указано, что она до осени 2014 года каким-либо психическим расстройством не страдала. В период нахождения К. в религиозной группе "Орда", в результате участия в "лечебных сеансах" и обрядах неокульта, у нее на начальном этапе имели место транзиторные астенические, сомато-вегетативные и аффективные реакции в виде упадка сил, истощаемости, эмоциональных малодифференцированных всплесков (насильственный плач), абдоминальных болей, рвоты. В процессе дальнейшего общения подэкспертной с руководителем группы "Орда" Ш.Н., использовавшей манипуляторные и суггестивные (внушение) способы воздействия, в эмоционально-волевой сфере К. стал преобладать зависимый модус поведения, что проявилось эмоциональным напряжением, тревогой, доходящей до панических реакций в случаях отсутствия контакта с Ш., страхом быть покинутым значимым лицом ("целительницей") и наказанным за невыполнение предписаний неокульта, неадекватной податливостью требованиям, желаниям Ш., чувством беспомощности в одиночестве из-за страха к самостоятельному решению проблем, "верой" в исключительный "дар" Ш., силу обрядов. Данные проявления зависимого расстройства личности периодически сопровождались тревожно-тоскливым аффектом, моментами исступленности, частичной утратой осознания происходящего, чувством неотвратимой душевной катастрофы, отчаяния, патологическим недержанием эмоций ("плач Ярославны"), а также нарушениями адаптации (обрыв контакта с окружающими и родными, отсутствие потребности следить за своим внешним видом) ("Смешанное тревожно-депрессивное состояние F 43.2 с диссоциативными включениями"). Вышеуказанные психические расстройства, продолжавшиеся более 4-х месяцев, состоят в причинно-следственной связи с деятельностью религиозной группы "Орда", и в частности, с действиями ее руководителя Ш.Н., степень их выраженности соответствует средней.
Судебная коллегия, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, также находит доказанным, что Ш.Н. и К.С. пропагандировали среди обращавшихся к ним за лечением и помощью в городе Рубцовске людей верования, распространенные на территории "адрес", относящиеся к религиозному движению " "данные изъяты"", поскольку характеристика действий группы "Орда", являвшихся предметом рассмотрения по настоящему делу, совпадает с признаками указанного движения, перечисленными в комплексном психолого-религоведческом исследовании от ДД.ММ.ГГ В дополнение к верной оценке доказательств, изложенной в решении суда первой инстанции, судебная коллегия обращает внимание на то, что действительно допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели подтвердили безоговорочную веру в целебные свойства паломничества "по святым местам", в необходимость его периодического повторения, исполнения определенных обрядов по месту жительства и во время поездок, имеющих признаки ритуалов религиозного характера (омовение, камчевание, окуривание, чтение молитв, в том числе на неизвестном языке, обращение к шаманам, получение от них предсказаний, получение помощи от предков на их захоронениях и т.п.). В то же время довод ответчиков о том, что они не пропагандируют ислам, не являются мусульманами, не имеет значения в рамках рассмотренных требований, поскольку, напротив, согласно указанному комплексному психолого-религоведческому исследованию от ДД.ММ.ГГ традиционный суннитский ислам, распространенный в "адрес", является догматической религией и в религиозном движении " "данные изъяты"" не прослеживается, в связи с чем сделан вывод о том, что это движение не является мусульманской организацией, а характеризуется как псевдоцелительская псевдошаманская неоязыческая секта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в деятельности группы под руководством Ш.Н. и К.С. установлены нарушения закона, гарантированных Конституцией России прав граждан, эти нарушения носят неустранимый характер, поскольку применяемые в отношении людей методики, которые не учитывают их психическое и психологическое развитие и могут повлечь неблагоприятные последствия, и составляют основу учения группы. Поэтому решение суда о прекращении и запрещении деятельности группы на территории "адрес" является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что К.С. никогда не была в "адрес" по месту жительства О.А., поэтому требования заявлены необоснованно, является несостоятельным. Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГ, К.С. давала противоречивые пояснения относительно своего пребывания в "адрес", а именно, с одной стороны утверждала, что вообще не бывала в этом городе, с другой стороны, говорила, что помогает организовывать поездки, в том числе и с участием жителей "адрес" Затем указала, что "была раньше в "адрес", но у О.А. в доме никогда не была". Вместе с тем О.А. пояснила, что давно знакома с К.С. Тот факт, что последняя посещала "адрес", возила его жителей в паломничества в "адрес" подтверждали также свидетели, допрошенные со стороны ответчиков. Поскольку требования прокурора не ограничиваются запретом деятельности организации "Орда" только по адресу "адрес", так как сформулированы "в том числе по адресу: "адрес").", то присутствие К.С. по указанному адресу не имеет значения по делу, достаточно установление факта совершения ею соответствующей деятельности на территории "адрес", а это факт материалами дела подтвержден.
Таким образом, в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С., Ш.Н., О.А., действующих через представителя П.М., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.