Обсуждение на координационном совещании состояния борьбы с незаконным оборотом оружия показало, что правоохранительными органами Российской Федерации в истекшем году осуществлен ряд мер по обеспечению сохранности огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, пресечению поступления их в преступную среду.
В январе-марте проведена всероссийская комплексная инвентаризация оружия. В связи с выявленными нарушениями закрыто и приостановлено функционирование около 850 складов, хранилищ, оружейных комнат, свыше 1300 должностных лиц, виновных в нарушении закона, привлечены к уголовной и административной ответственности.
В Пермской, Челябинской, Ростовской, Свердловской, Оренбургской областях, Кабардино-Балкарской Республике и многих других регионах оказались эффективными мероприятия по выявлению и изъятию оружия, незаконно хранящегося у населения. Всего в ходе их проведения изъято около 60 тыс. единиц огнестрельного оружия, в т.ч. свыше 7 тыс. номерного, из которых около 2 тыс. - в Северо-Кавказском регионе.
Активизировала свою деятельность лицензионно-разрешительная система органов внутренних дел. По сравнению с 1993 годом ее работниками выявлено в два раза больше правонарушений, связанных с приобретением, хранением и ношением оружия, к административной ответственности привлечено около 100 тыс. должностных лиц и граждан.
Вместе с тем результаты проверок, другие материалы свидетельствуют о том, что нелегальный оборот оружия в стране, преступления, связанные с его использованием и применением, приняли угрожающий безопасности государства характер.
По состоянию на 01.01.95 в федеральном розыске находится свыше 22,5 тыс. единиц утраченного огнестрельного нарезного оружия и боевой техники, из них 6,7 тыс. поставлено на учет в 1994 г.
Хищения и утраты огнестрельного оружия, боевой техники, боеприпасов, взрывчатых веществ в Вооруженных Силах, на объектах разрешительной системы, предприятиях военно-промышленного комплекса являются основными источниками незаконного оборота оружия, при этом большая часть его попадает в бандформирования.
Усиливают пополнение преступных арсеналов контрабандный ввоз оружия из-за рубежа, особенно из стран Балтии, вывоз его военнослужащими и гражданскими лицами из зон вооруженных конфликтов.
Вызывает озабоченность функционирование нелицензированных охранных подразделений, служб безопасности коммерческих и государственных структур, неконтролируемое использование ими боевого и гражданского оружия.
Руководители многих подразделений лицензионно-разрешительной системы органов внутренних дел на местах слабо осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приобретения, хранения и ношения оружия.
Не обеспечивается должный контроль за законностью торговли огнестрельным оружием, вследствие чего некоторые магазины и предприятия занимаются продажей отдельных его видов и моделей, не имея сертификата на реализуемые партии. Нередко оружие продается гражданам без предъявления ими лицензии на его приобретение либо по поддельным документам.
Распространены нарушения установленного порядка изъятия, регистрации, хранения и реализации изъятого и добровольно выданного оружия.
Одним из источников нелегального оборота взрывчатых веществ являются предприятия (шахты, карьеры, рудники и т.п.), использующие взрывчатые вещества в своей производственной деятельности. В то же время лицензирование в области взрывного дела вводится медленно.
Увеличение количества оружия в нелегальном обороте, а также в правомерном владении граждан и организаций обострило проблему его сохранности и контроля применения. Между тем практически повсеместно объекты разрешительной системы проверяются нерегулярно, хищения и другие нарушения выявляются спустя длительное время после их совершения. Руководители предприятий и организаций зачастую игнорируют предписания органов внутренних дел об устранении выявленных нарушений на объектах хранения оружия и взрывчатых веществ.
Не отвечает предъявляемым требованиям качество предварительного следствия. С каждым годом все больше хищений оружия остается нераскрытым. На результатах расследования отрицательно сказывается неквалифицированное проведение осмотров места происшествия по таким делам. Зачастую они проводятся несвоевременно, без участи криминалистов, в ходе их не принимается мер к обнаружению и изъятию следов преступления, предметов, имеющих значение для раскрытия преступления и изобличения лиц, его совершивших. Изъятые предметы в нарушение требований уголовно-процессуальных норм не всегда осматриваются и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств.
Не везде ведется криминалистический учет изъятого оружия, оно не проверяется по оперативным учетам ГИЦ МВД, не отстреливается, а пули гильзы не направляются в ЭКЦ МВД для проверки по федеральной пулегильготеке, что снижает возможности расследования.
Как показало изучение, по большинству уголовных дел о нераскрытых хищениях оружия следствие ведется беспланово, возможности оперативно-розыскной деятельности используются недостаточно, версии до конца не разрабатываются и практически по нерасследованным делам выносятся постановления о приостановлении следствия. Многие из них впоследствии обоснованно отменяются прокурорами. По делам о незаконном приобретении, хранении, ношении и сбыте огнестрельного оружия не принимаются надлежащие меры к установлению источников его приобретения.
Ведомственный контроль органов внутренних дел за исполнением законов, направленных на обеспечение сохранности огнестрельного оружия расследованием уголовных дел, лицензионно-разрешительной деятельностью подчиненных органов ослаблен.
Таможенные органы в условиях широкомасштабного контрабандного распространения в стране оружия не смогли организовать должным образом работу по выявлению и пресечению каналов его ввоза.
Недостаточна и роль органов контрразведки в пресечении незаконного ввоза оружия в страну.
Не носит упреждающего характера прокурорский надзор. Некоторые прокуроры, несмотря на все возрастающую опасность, связанную с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, самоустраняются от работы на этом важном направлении деятельности, проверок по данным вопросам не планируют и не проводят, не всегда реагируют на нарушения законности.
С учетом вышеизложенного предлагаем:
1. Всем руководителям правоохранительных органов субъектов Российской Федерации:
1.1. Незамедлительно принять меры к устранению отмеченных нарушений в исполнении законодательства, регулирующего оборот огнестрельного оружия, и внести соответствующие коррективы в комплексные региональные программы по усилению борьбы с преступностью.
1.2. Работу по пресечению незаконного оборота огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов рассматривать как одно из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью.
1.3. Наладить четкую систему взаимодействия и координации в деятельности правоохранительных органов по своевременному выявлению и пресечению хищений, контрабанды и иного незаконного оборота оружия, боевой техники, взрывчатых веществ и боеприпасов.
1.4. При выездах в подчиненные органы в обязательном порядке проверять исполнение ими законодательства, регулирующего оборот огнестрельного оружия.
1.5. В предупредительно-профилактической работе эффективнее использовать средства массовой информации.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, специализированным (на правах областных) прокурорам:
2.1. Систематически проверять соблюдение Законов Российской Федерации "Об оружии", "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Особое внимание обращать на выполнение требований названного законодательства лицензионно-разрешительными службами органов внутренних дел.
2.2. Во 2-м квартале текущего года организовать изучение следственной практики по уголовным делам о хищениях, сбыте, хранении, ношении и применении огнестрельного оружия. По результатам принять необходимые меры.
2.3. Обеспечить проверку законности принимаемых судами решений по всем делам названной категории. При выявлении незаконных и необоснованных приговоров опротестовывать их в установленном законом порядке.
2.4. В каждом конкретном случае совершения преступления с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ рассматривать вопрос о необходимости поддержания государственного обвинения.
3. Прокурорам войсковых частей в 1-м полугодии 1995 года проверить исполнение соответствующего законодательства на производящих вооружение предприятиях и в особо режимных воинских формированиях.
Каждому факту утраты, недостачи, хищения оружия и обстоятельствам им способствовавшим, давать принципиальную правовую оценку.
4. Руководителям органов внутренних дел республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, совместно с заинтересованными организациями:
4.1. В 1-м полугодии 1995 года провести всестороннее и полное обследование объектов, на которых складируются оружия, боеприпасы, взрывчатые вещества, и их комплексную инвентаризацию.
Решить вопрос о целесообразности хранения спортивного и учебного оружия в учебных заведениях в связи с отменой курса начальной военной подготовки.
4.2. Разработать комплекс мер по усилению охраны и обороны предприятий, производящих оружие и боеприпасы, мест их хранения, а также надлежащему оперативному прикрытию заводов-изготовителей оружия.
4.3. По итогам работы за 1-е полугодие 1995 года обобщить практику проведения комплексных оперативно-профилактических мероприятий изъятию из незаконного оборота оружия. Выработать применительно к местным условиям новые формы и методы борьбы с нелегальным оборотом оружия. Путем совместного участия всех правоохранительных органов в разработке и реализации таких целевых мероприятий повысить их эффективность.
5. Руководителям органов внутренних дел и прокуратуры усилить контроль и надзор за состоянием работы по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с хищением, незаконным приобретением, ношением, хранением, изготовлением и сбытом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также их применением при совершении других преступлений, не допускать необоснованного освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших эти преступления.
6. Органам контрразведки при получении данных о фактах незаконного оборота оружия проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявлений и пресечения его незаконного ввоза и вывоза, террористических актов, создания незаконных вооруженных формирований, коррупции, других нарушений законодательства Российской Федерации об оружии в Вооруженных Силах, лицензионно-разрешительных подразделениях органов МВД России, а также на предприятиях, осуществляющих производство, хранение, оптовую и розничную продажу оружия.
7. Таможенным органам разработать систему мер по пресечению контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов, повысить эффективность противодействия их проникновению на территорию России.
8. Органам внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля с участием работников прокуратуры до 01.07.95 провести совместные проверки правомерности производства, продажи, соблюдения правил хранения, ввоза и вывоза оружия предприятиями, ведомствами, организациями, учреждениями и гражданами.
9. Результаты проделанной работы, вытекающие из нее выводы рассмотреть на координационных совещаниях с участием руководителей администрации, председателей судов, начальников военных гарнизонов и командиров войсковых частей. Разработать совместные конкретные меры по борьбе с нелегальным оборотом оружия, адекватные сложившейся в регионе оперативной обстановке.
О принятых мерах и результатах информировать по ведомствам к 15.09.95.
И.о. Генерального прокурора |
А.Н.Ильюшенко |
Министр внутренних дел |
В.Ф.Ерин |
Директор Федеральной службы |
С.В.Степашин |
Председатель Государственного |
А.С.Круглов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, ФСК РФ, ГТК РФ от 27 и 28 марта 1995 г. N 17/15, N 1/1510, N 13, N 01-12/536 "О мерах по усилению борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия в Российской Федерации"
Текст указания официально опубликован не был