Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Мугиновой Р.Х.
Портянова А.Г.
при секретаре Аюповой И.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца М.И.Ю. - ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении заявления М.И.Ю. о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в аренду земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, возложении обязанности выдать схему расположения земельного участка, осуществить действия по формированию земельного участка - отказать.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.И.Ю. обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений просил признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении ему в первоочередном порядке в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель населенных пунктов, примерной общей площадью ... квадратных метров, находящийся примерно в 20 метрах по направлению на юг от ориентира: адрес, переулок Клубничный, адрес признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме от дата N N ... Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, обязав Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвердить и выдать ему схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, и осуществить действия по формированию испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель населенных пунктов, согласно приложенной им схемы расположения земельного участка к заявлению от дата.
В обоснование заявленных требований указал, что дата он обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ему в первоочередном порядке в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что является инвалидом первой группы, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет основания для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку зарегистрирован и проживает по адресу: РБ, адрес, в жилом помещении общей площадью ... кв.м. В квартире проживают 5 человек, т.е. на одного человека приходится менее 12 кв.м. жилой площади. К указанному заявлению ими были приложены: схема расположения испрашиваемого земельного участка; копия справки об инвалидности; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия лицевого счета; справка о регистрации. Письмом от дата N N ... заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ему было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, что и послужило основанием обращения в суд с данным заявлением.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено - Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Суд вынес приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель истца М.И.Ю. - ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить требования истца в полном объеме. Указывает на то, что вывод суда об отказе в удовлетворении требований, ввиду регистрации и постоянного места проживания истца в г.Уфа и то, что он не относится к категории граждан, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, не правомерен, поскольку село Нагаево является населенным пунктом, входящим в состав городского поселения, наделенный впоследствии статусом городского округа - "городской округ город Уфа". Таким образом, гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городском поселении - городской округ город Уфа, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков на территории городского округа город Уфа, в том числе и в с.Нагаево. Также неверный вывод суда об отсутствии у истца основания для предоставления ему испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что нормами действующего законодательства, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а органами исполнительной власти Республики Башкортостан не предусмотрено льготное получение инвалидами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в аренду. Указывает, что М.И.Ю. испрашивает земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в аренду за определенную арендую плату, а не за льготу (бесплатно) в собственность. Право на предоставлении земельного участка в аренду осуществляется в общем порядке, и это право предусмотрено для всех граждан и юридических лиц Земельным кодексом Российской Федерации и не может являться льготным. Кроме того, возможность или невозможность предоставления земельного участка разрешается органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками на территории города Уфы Республики Башкортостан, после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Полагает, что указанные судом обстоятельства не могут являться препятствиями для реализации инвалидом предоставленных ему законных социальных гарантий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя М.И.Ю. - ФИО1 поддержавшего доводы жалобы, представителя Администрации ГО г.Уфа - ФИО2 возражавшего относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Из смысла указанных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями необходимо наличие двух условий: несоответствие закону обжалуемого действия (решения) и нарушение гражданских прав.
Как следует из материалов дела, дата истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в первоочередном порядке в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из категории земель населенных пунктов, примерной площадью 2425 кв.м., находящийся примерно в 20 метрах но направлению на юг от ориентира: адрес, переулок Клубничный, адрес, и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, на основании статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".(л.л.10).
Письмом от дата N N ... Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан М.И.Ю. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что земель категории сельскохозяйственного назначения и, следовательно, фонда перераспределения земель на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан нет, предоставление в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не представляется возможным, а также в связи с тем, что категория - инвалиды 1 группы в перечне категорий граждан, имеющих право на получение однократно и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Законом Республики Башкортостан N 59-з не определена. (л.д.8-9).
В соответствии со справкой N ... М.И.Ю. повторно установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию, бесссрочно. (л.д.12).
Согласно справки о регистрации МУП ЕРКЦ адрес от дата N N ... , М.И.Ю. дата года рождения зарегистрирован по месту жительства с дата по адресу: адрес. Совместно с ним зарегистрированы: М.Ф.Г. брат, М.А.М. - невестка, М.А.Ф. - племянница, М.К.Ф. - племянница.
Из схемы расположения, составленной кадастровым инженером М.А.Р. по инициативе заказчика М.И.Ю., испрашиваемый земельный участок находится в 20 м. по направлению на юг от ориентира: адрес, ориентировочная площадь участка 0,2425 га, категория земель: земли населенных пунктов, территориальная зона Ж-1, расположен в кадастровом квартале N ... (л.д.24-25).
Статья 7 Конституции РФ возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона, как правильно отметил суд первой инстанции, поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
С учетом вышеуказанного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из представленных в суд первой инстанции доказательств не установлено, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Судебной коллегией исследован вопрос о наличии у членов семьи истца на праве собственности других жилых помещений, поскольку данное обстоятельство имеет правовое значение для установления нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Обязанность доказывания указанного обстоятельства в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на истца.
Судебная коллегия полагает, что М.И.Ю. не представлено суду достаточных доказательств о необходимости изменения учетных данных для постановки его на учет в адрес по адресу: по адресу: адрес, поскольку согласно выписке из домовой книги, представленной в суд апелляционной инстанции (исх. N ... от дата), в жилом доме, площадью ... кв.м., расположенном по адресу: д. Байназарово, адрес Республики Башкортостан проживают: заявитель М.И.Ю., его супруга М.Р.М., Х.А.И. -дочь, М.И.И. и М.А.И. -сыновья. Ранее М.И.Ю. был зарегистрирован по данному адресу с дата года, выписан дата.
В указанной выписке имеется ссылка на то, что она содержит сведения о всех проживающих и выбывших членах семьи, в том числе временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2013) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в ч. 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
В соответствии с ч. 9 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", гражданам, местом жительства которых является городской округ, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов, граничащих с данным городским округом, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.
Гражданам, местом жительства которых является городской округ город Уфа Республики Башкортостан, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Уфимский, Чишминский районы Республики Башкортостан.
Гражданам, местом жительства которых является муниципальный район, земельные участки предоставляются в границах соответствующего муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).
В силу ч. 2 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.
Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов, и принятие решения о постановке указанных граждан на учет, осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Органы местного самоуправления в Республике Башкортостан, в частности, управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан").
Из системного анализа положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" усматривается, что право определять способы распоряжения своим имуществом, в том числе определять, каким именно образом будет распределен спорный земельный участок, каким категориям граждан и на каких условиях, принадлежит собственнику данного имущества, а именно, соответствующему органу местного самоуправления.
Таким образом, постановка на учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков и решение о предоставлении указанным лицам, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности.
Согласно представленных заявителем документов: справки о регистрации по адресу: адресА, справки об инвалидности N ... от дата, видно, что заявитель имеет все основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусмотренных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный земельный участок. Из анализа п. 4, 11 ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков, а потому правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по формированию испрашиваемого земельного участка и постановки его на кадастровый учет не имелось.
Таким образом, на орган местного самоуправления действующим законодательством не возложена обязанность по предоставлению инвалиду произвольно выбранного им земельного участка.
Кроме того, что в соответствии с пунктом Решения Совета городского округа адрес РБ от дата N 7/4 (ред. от 20.03.2013) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на момент подачи истцом заявления дата в зоне Ж-1 для ведения индивидуального жилищного строительства в г. Уфе предоставляются земельные участки размерами: максимальный - 0,20 га, минимальный - 0,06 га. Истец не обосновал, по какой причине на Администрацию ГО г.Уфа возлагается обязанность предоставить ему земельный участок размером именно 2425 кв.м.
Изложенные обстоятельства дают основания расценивать действия истца М.И.Ю. по предъявлению требований о признании незаконным отказа Администрации ГО г.Уфа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка по конкретному адресу, как неоснованные на законе, поскольку предоставление конкретного земельного участка, может привести к нарушению прав иных граждан, имеющих право на получение в первоочередном порядке земельного участка.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие акта закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушение прав и законных интересов гражданина и организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в силу закона либо договора или иного законного основания на ответчике не лежит обязанность предоставить истцу испрашиваемый земельный участок, а вышеуказанные нормы права не свидетельствуют о том, что инвалид вправе требовать предоставления ему земельного участка по своему выбору, поскольку данные правоотношения регулируются общими нормами положений закона Российской Федерации о договорных отношениях в совокупности с нормами права, регламентирующими права инвалидов, следовательно, утверждения апелляционной жалобы в данной части являются несостоятельными.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца М.И.Ю. - ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М.Мухаметова
Судьи: Р.Х.Мугинова
А.Г.Портянов
Справка: судья Шафикова Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.