Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гонтарь Н.Ю.
Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мирхайдарова Р.Р. на решение Аскинского районного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015 года, которым постановлено:
В иске Мирхайдарова P.P. к Администрации муниципального района Аскинский район РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мирхайдаров P.P., дата года рождения, проживающий по адресу: адрес, просит обязать администрацию муниципального района Аскинский район РБ предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что он относится к категории детей, оставшийся без попечения родителей. Его мать, ФИО3, умерла дата г., что подтверждается свидетельством о смерти N ... от дата г., отец ФИО4 умер дата г., свидетельство о смерти N ... от дата В соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мирхайдаров Р.Р., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить полностью ввиду его незаконности и необоснованности. Указал, что достижение возраста 23 лет является основанием предоставления жилья данной категории граждан и сохраняется за ними на весь период до получения жилья независимо от того, какого возраста они достигли. По вине органа опеки он своевременно не был включен в список нуждающихся в обеспечении жильем. Суд не исследовал то обстоятельство, что за ним закреплено непригодное для проживания жилое помещение.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.121996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ N 159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Мирхайдаров Р.Р. родился дата года, является сиротой. Мать истца ФИО3 умерла дата года, отец ФИО4 умер дата года.
Постановлением главы администрации муниципального образования Карткисяковский сельсовет Аскинского района Республики Башкортостан N12 от 14 апреля 2005 года за истцом было закреплено жилье по адресу: адрес.
В виду того, что за истцом имелось закрепленное жилое помещение, органы опеки и попечительства не включили Мирхайдарова P.P. в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
С заявлением о принятии ребенка-сироты на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Мирхайдаров P.P. обратился в органы опеки и попечительства Администрации муниципального района Аскинский район РБ 25 ноября 2014 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но истец с таким заявлением до достижения им возраста 23 лет не обращался, доказательств наличия препятствий к этому не представлено, то истец утратил право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 25.02.2013 N261-0, законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Однако предоставление жилого помещения лицам указанной категории носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
До 23 лет Мирхайдаров Р.Р. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращался, на учете нуждающихся в жилых помещениях в данном органе местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, как указано выше, в администрацию МР Аскинский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился лишь в ноябре 2014 г., когда ему исполнилось 27 лет, что препятствует льготному обеспечению его жилыми помещениями как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доказательства более раннего обращения истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что суд, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, пришел к обоснованному выводу об отсутствии уважительных причин необращения с указанным заявлением до достижения возраста 23 лет.
Доводы стороны истца о том, что такими уважительными причинами являются, в том числе, ненадлежащее исполнение органом опеки своих обязанностей, при указанных выше обстоятельствах не являются основанием к отмене решения.
Довод жалобы о том, что за истцом закреплено непригодное для проживания жилое помещение, юридического значения для рассматриваемого дела не имеет, поэтому подлежит отклонению. Кроме того, непригодным данное жилое помещение признано заключением межведомственной комиссии 15.10.2014 года, то есть через 9 лет после закрепления указанного жилья за истцом. Доказательств того, что оно являлось непригодным на момент закрепления за истцом, в материалах дела не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Аскинского районного суда Республики Башкортостан от 16.03.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мирхайдарова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Мухаметова
Судьи Н.Ю. Гонтарь
Г.А. Михляева
Справка: судья Гиниятуллин Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.