Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Кривцовой О.Ю.,
Смирновой О.В.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан Гайнуллина Э.С. на решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении требований прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности по принятию мер по государственной регистрации прав на теплотрассу, о принятии его на учет.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
прокурор Бакалинского района Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности по принятию мер по государственной регистрации прав на теплотрассу.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Бакалинского района РБ обратилась Мингалева Н.М. об отключении жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, адрес, от отопления. Проверкой по обращению Мингалевой Н.М. установлено, что тепловая сеть по адрес, протяженностью ... м. фактически является бесхозяйным объектом, не включена в реестр муниципальной собственности. В результате отсутствия собственника и уполномоченного лица, эксплуатация указанного участка тепловых сетей производится ненадлежащим образом, что повлекло прекращение теплоснабжения жилого дома в зимний период, когда температура воздуха составляла - 20 градусов из-за утечки воды на данном отрезке теплотрассы, вследствие ветхости теплотрассы и отсутствия ремонта на данном отрезке. Дальнейшее бездействие со стороны органа местного самоуправления может вызвать наступление тяжких последствия - разрушение теплотрассы и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
По мнению прокурора, бездействие администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район РБ, выразившиеся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйной теплотрассы, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории адрес.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении, дополнениях к апелляционному представлению, прокурором Бакалинского района Республики Башкортостан Гайнуллиным Э.С. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйственные недвижимые вещи (в данном случае теплотрасса) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, т.е. контроль за указанными объектами входит в компетенцию органа местного самоуправления. Законом определен конкретный порядок действия органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети. Также к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поскольку в настоящее время спорный участок теплотрассы является бесхозяйственным объектом и на балансе ни у одной организации и органа местного самоуправления не состоит, дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжких последствий - возникновение чрезвычайной ситуации.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, положений ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Замалетдинову Л.И., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Приведенным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности по принятию мер по государственной регистрации прав на теплотрассу, о принятии его на учет суд исходил из того, что участок сети теплоснабжения, указанный прокурором в заявлении, в настоящее время подведен только к одной квартире N ... указанного жилого дома, жильцы соседней квартиры осуществляют обогрев своей квартиры газом, т.е. указанный жилой дом газифицирован, остальные жильцы близ расположенных жилых домов также подключили свои дома к газопроводу, в связи с чем, восстановление указанной части теплотрассы, требующее значительных затрат, является экономически нецелесообразным. При этом Мингалева Н.М. не возражает против газового отопления, и не настаивает на том, что она будет продолжать пользоваться именно спорной теплотрассой.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
Согласно вышеуказанной нормы Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности теплотрассы на территории адрес прокурором установлено: тепловая сеть по адрес, протяженностью ... м. фактически является бесхозяйным объектом, не включена в реестр муниципальной собственности. В результате отсутствия собственника и уполномоченного лица, эксплуатация указанного участка тепловых сетей производится ненадлежащим образом, что повлекло прекращение теплоснабжения жилого дома в зимний период, когда температура воздуха составляла - 20 градусов из-за утечки воды на данном отрезке теплотрассы, вследствие ветхости теплотрассы и отсутствия ремонта на данном отрезке.
Участок теплосети протяженностью ... м., проходящий от центральной тепловой сети к дому Мингалевой Н.М., в настоящее время находится в ветхом состоянии и требует замены. Жилой дом, в котором проживает Мингалева Н.М., является газифицированным, отопление соседней квартиры N ... , где проживает соседи, осуществляется через газоснабжение. Порывы теплосети на указанном участке, произошли в дата дата. и в дата
В связи с неоднократными порывами, а также большими материальными потерями, ООО ... несколько раз направляло в адрес Мингалевой М.Н. предписания о ветхости теплотрассы, проходящей к ее жилому помещению, с просьбой перевести систему отопления жилья на автономный режим, с предупреждением, что в случае дальнейшей эксплуатации аварийной теплотрассы могут возникнуть порывы в зимний период, что приведет к отключению тепла к жилому помещению.
По запросам прокуратуры в ходе проверки ООО ... сообщило, что теплотрасса к дому по адрес N ... длиной ... м. была построена в дата ПО ... для своих работников, данная теплотрасса никому на баланс не передана и до настоящего времени является бесхозяйной и срок службы эксплуатации данной теплотрассы - 33 года, при нормативной 25-28 лет.
Согласно расчету потерь по тепловой трассе к доме N ... по адрес и адрес N ... без утечки технологической воды за год составляет ... рублей, сумма оплаты предъявленной тепловой энергии на отопительный период за дата жилой дом по адрес составило ... рублей, а на адрес составило ... рублей. Норма потребления на квадратный метр составляет ... Гкал в месяц. Утечка технологической воды за сутки составляет более 60 куб. м.
Согласно письму Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Бакалинскому району от дата N ... , указанная теплотрасса является бесхозяйным объектом и в реестре муниципального имущества муниципального района не значится.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что собственник спорного участка теплотрассы не определен, на балансе спорный объект недвижимости не числится, в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре имущества Республики Башкортостан сведения о данном объекте отсутствуют, включен в перечень выявленных на территории г.Уфы бесхозяйных сетей теплоснабжения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что трубопровод горячего водоснабжения к дому по адрес N ... длиной ... м., является бесхозяйным.
Поскольку названный участок теплотрассы является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного участка тепловых сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
По смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Приведенная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на ответчика, как орган местного самоуправления, является обоснованным.
Не обращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580.
При этом судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции не неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и при разрешении спора нарушены нормы материального права, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан, о признании объекта недвижимого имущества бесхозяйным, возложении обязанности по принятию мер по государственной регистрации прав на теплотрассу, о принятии его на учет подлежат удовлетворению, поскольку посредством установленного механизма федеральным законодателем предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь данными положениями процессуального законодательства, судебная коллегия считает необходимым определить срок для совершения указанного действия ответчиком в течение месяца со дня принятия апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, который представляется разумным и достаточным для реализации требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бакалинского районного суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Иск прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать бесхозяйственным недвижимым имуществом - теплотрассу, дата постройки, проходящей к жилому дому N ... по адрес, протяженностью ... м.
Обязать администрацию сельского поселения Бакалинский сельсовет муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - тепловой сети, протяженностью ... м., проходящей к жилому дому N ... по адрес, в течение месяца со дня принятия апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи О.Ю. Кривцова
О.В. Смирнова
справка: судья Добрянская А.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.