Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Милютина В.Н.
при секретаре Батыевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации ГО г. Уфа РБ на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 09 апреля 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию ГО г. Уфа РБ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , общей площадью ... кв.м, по цене установленной действующим законодательством РФ на дату обращения истцов с заявлением ... года, Каспрановой Э.Ф. в размере 1/12 доли, Скворцовой (Половниковой) А.В. - 1/12 доли, Половникову Д.В. - 1/12 доли, Половниковой О.М. - 1/12 доли, Хайретдиновой О.А. - 1/3 доли, Хайретдиновой Н.Э. - 1/3 доли, и направить его указанным лицам для подписания.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каспранова Э.Ф., Скворцова (Половникова) А.В., Половников Д.В., Половникова О.М., Хайретдинова О.А., Хайретдинова Н.Э. обратились с указанным иском, мотивируя тем, что они являются долевыми собственниками домовладения по адресу: ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. В установленный законом порядке ими ... года в администрацию г. Уфа РБ подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: ... , общей площадью ... кв.м, путем выкупа по цене, установленной действующим законодательством. Письмом от ... года ответчик отказал истцам в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность путем выкупа, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд. Более того земельный участок входит в рекреационную зону, а также в водоохранную зону рек, поскольку располагается в ... м от уреза реки ... Считает, что в данном случае нарушены права и законные интересы МУП " ... ", не привлеченное к участию в деле. Отмечает, что в материалы дела не представлен акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями во избежание споров и нарушения прав и законных интересов пользователей и собственников смежных земельных участков. Согласно кадастровому паспорту спорному земельному участку адрес не присвоен. Следовательно, определенно утверждать, что испрашиваемый земельный участок имеет адрес: ... , не имеется оснований. Истцы не представили доказательств того, что строение, принадлежащее им на праве собственности, расположено на испрашиваемом земельном участке.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истцов, исходил из того, что заявители являются собственниками домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: ... , с кадастровым номером ... , в связи с чем, имеют право приобрести указанный земельный участок в собственность путем выкупа.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2013 года N 388, действовавшим на дату обращения истца к ответчику, утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что Каспранова Э.Ф, Половникова А.В., Половников Д.В., Половникова О.М., Хайретдинова О.А., Хайретдинова Н.Э. являются долевыми собственниками жилого дома по адресу: ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Жилой дом расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровом паспортом земельного участка N ... от ... года (л.д.79-80), индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ... , разрешенное использование - под индивидуальную жилую застройку.
В связи с изложенным является несостоятельным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что местоположение испрашиваемого земельного участка не известно. Более того, уведомлением Главархитектуры администрации ГО г. Уфа РБ от ... года подтвержден почтовый адрес спорного земельного участка с кадастровым номером ... , находящийся по адресу: ... (л.д.50).
В предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ порядке ... года истцы обратились в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность путем выкупа по цене, установленной действующим законодательством.
Ответом от ... года Управление по земельным ресурсам администрация ГО г. Уфа РБ отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, в связи с тем, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Часть 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним". Согласно данному требованию закона администрация ГО г.Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
В связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что часть испрашиваемого земельного участка входит в число земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд.
Статьей 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы установлен пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, в силу которого запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Филиалом ФГБУ " ... " по Республике Башкортостан сообщено, что земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в границах водоохраной зоны реки и прибрежной защитной полосы (приблизительно р. ... ).
Ширина водоохранной зоны рек устанавливается в соответствии с ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса (п.11 ст.65 Водного кодекса РФ).
Согласно ответа ... бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов N ... от ... года протяженность р. ... составляет менее ... км, в связи с чем, согласно ст.65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны составляет - 50 м, ширина береговой полосы - 30-50 м (в зависимости от уклона берега) ширина береговой полосы общего пользования - 5 м.
Письмом ... РБ от ... года N ... сообщено, что ширина водоохранной зоны реки ... 50 м, реки ... - 200 м.
Как видно из письма ... ГО г. Уфа РБ от ... года N ... расстояние от земельного участка с кадастровым номером ... до уреза воды реки ... составляет более 300 м.
Из заключения судебного эксперта ООО " ... " от ... года N ... следует, что фактическое расстояние от координатных точек земельного участка до реки ... длина составляет 51 и 57 метров, при уклоне берега водного объекта более трех градусов.
Данное заключение ответчиком не оспорено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок фактически находится за пределами прибрежной защитной полосы и береговой полосы и его предоставление в собственность истцам не нарушает интересы неопределенного круга лиц, имеющих право пользование такими объектами общего пользования, как береговая полоса.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нахождение испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне, ввиду чего не может быть предоставлен в частную собственность, является несостоятельным.
В силу статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от ... года N ... "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р-1", "Р-2" - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с пунктом 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что на спорной земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан не имеется.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94 - 100 Земельного кодекса РФ, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении постановленным решением прав МУП " ... ", не привлеченного к участию в деле, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку направлены на защиту интересов других лиц при отсутствии у подателя жалобы на это соответствующих полномочий.
Не предоставление истцами в суд акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями не может повлечь отмену постановленного решения суда, поскольку истцами заявлено требование об обязании заключить купли-продажи земельного участка, спора по границам земельного участка по настоящему делу не имеется. Указанное права администрации ГО г. Уфа РБ не нарушает. В случае нарушения границ земельного участка смежные землепользователи вправе обратиться с самостоятельным иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 09 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.