Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)"
УСТАНОВИЛ:
11.10.2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 762- III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС (Я)), первоначальный текст которого был опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 66, 14.11.2006.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 3 статьи 1 Закона РС (Я) противоречит пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ), так как устанавливает отличный от предусмотренного федеральным законодательством порядок вступления в силу изменений и дополнений в законодательный акт субъекта РФ, принятых в период избирательной кампании.
Часть 7 статьи 11 Закона РС (Я), по мнению прокурора, вступает в противоречие с федеральным законодательством в части слов "политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"", поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 22, пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ формирование территориальных избирательных комиссий на основе предложений вышеназванных политических партий не предусмотрено.
По аналогичным основаниям прокурор оспаривает пункт 1 части 8, часть 17.1 статьи 11 Закона РС (Я) в части слов "политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"".
Пункт 1 части 20 статьи 11 Закона РС (Я) как положение, регулирующее вопросы прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, прокурор считает противоречащим подпункту "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в части отсутствия в оспариваемой правовой норме условия о немедленном прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в случае приобретения им гражданства иностранного государства.
Также в заявлении прокурора указано на несоответствие пункта 1 части 1 статьи 18 Закона РС (Я) положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, и правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 N 14-П в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В части установления ограниченного круга лиц, не имеющих право быть членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, по мнению прокурора, вступает в противоречие с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 18 Закона РС (Я), которым вопреки названной правовой норме федерального законодательства не установлено требование о невозможности замещения должности члена комиссии на соответствующих выборах доверенными лицами избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.
Часть 1.1 статьи 18 Закона РС (Я), устанавливающую запреты для членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе, прокурор считает несоответствующей пункту 15.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в той мере, в которой положение регионального законодательства не содержит установленной Федеральным законом исключение из правил. При том в данной части заявления прокурор указывает на то, что в соответствии с названной нормой федерального законодательства запреты распространяются на членов избирательной комиссии, работающих на постоянной (штатной) основе в комиссии, являющейся юридическим лицом.
Кроме того, прокурор полагает, что часть 1.1 статьи 18 Закона РС (Я) устанавливает неполный перечень запретов для лиц, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе. По утверждению прокурора, действующая редакция названной правовой нормы регионального законодательства не учитывает отнесение должности председателя территориальной избирательной комиссии к государственной должности субъекта Российской Федерации на основании Перечня типовых государственных должностей субъектов РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 04.12.2009 г. N 1381, и, как следствие, не содержит определенные запреты, которые в силу части 2 статьи 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распространяются на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 19 Закона РС (Я), как указывает прокурор, вступает в противоречие с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, поскольку в отличие от названной правовой нормы федерального законодательства не устанавливает необходимость приостановления полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата.
Ссылаясь на принятие Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия", прокурор полагает несоответствующим пункту 18, пункту 18.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ положение части 2 статьи 20 Закона РС (Я) в части слов "при прокуратуре Российской Федерации".
Предъявляя требования об оспаривании части 2 статьи 22 Закона РС (Я), прокурор указывает на то, что данной нормой в противоречие подпункту "а" пункта 1, пункту 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не установлено требование о невозможности назначения членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства.
Также в заявлении указано на несоответствие пункту 24, пункту 27 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ положений частей 3 и 5 статьи 22 Закона РС (Я) в части слов "политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"", в связи с тем, что указанным партиям право назначения членов избирательных комиссий федеральным законодателем не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Андросова Ю.А. требования, изложенные в заявлении, поддержала. Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 3 статьи 1 в части слов "они вступают в силу после окончания избирательной кампании, кампании референдума", часть 7 статьи 11, пункт 1 части 8, часть 17.1 статьи 11 в части слов "политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 1 части 20 статьи 11 в части отсутствия условия о немедленном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии случае приобретения им гражданства иностранного государства, пункт 1 части 1 статьи 18 в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, пункт 7 части 1 статьи 18 в части установления ограниченного круга лиц, не имеющих право быть членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, часть 1.1 статьи 18, часть 2 статьи 19 в части отсутствия требования о приостановлении полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата, часть 2 статьи 20 в части слов "при прокуратуре Российской Федерации", часть 2 статьи 22 в части отсутствия требования о невозможности назначения членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства, части 3 и 5 статьи 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-3 N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)" в части слов "политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 г. N ... , в судебном заседании пояснил, что Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) принимаются меры по приведению в соответствие федеральному законодательству оспариваемых прокурором положений нормативного правового акта, соответствующий законопроект о внесений изменений в Закон РС (Я) принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) в первом чтении постановлением от 27 мая 2015 г. ГС N 585-V. Для окончательного принятия соответствующего законодательного акта о внесении изменений и дополнений в оспариваемые нормы необходимо соблюдение определенного процессуального порядка его рассмотрения, что предполагает, в частности, и временные затраты, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявления прокурора либо прекратить производство по делу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
11.10.2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 762- III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)", первоначальный текст которого был опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 66, 14.11.2006.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, а также предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Статьей 11 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.
Из содержания части 1 статьи 1 Закона РС (Я) следует, что настоящий закон в соответствии с федеральным законодательством определяет правовые основы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия), их место в системе государственных органов Республики Саха (Якутия).
В связи с этим суд считает, что оспариваемый Закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов является первая публикация полного текста в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия", а также в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
Судом установлено, что первая публикация Закона состоялась в печатном издании "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия"), N 66, 14.11.2006. Следовательно, по правилам пункта 2 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" оспариваемый Закон РС (Я), как нормативный правовой акт, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступил в силу не ранее чем через десять дней со дня его официального опубликования.
Часть 3 статьи 1 Закона РС (Я) предусматривает, что в случае внесения в настоящий закон изменений, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов и референдумов, в период проведения избирательной кампании, кампании референдума они вступают в силу после окончания избирательной кампании, кампании референдума.
Вышеприведенное правовое положение не соответствует пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, по правилам которого в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
Таким образом, часть 3 статьи 1 Закона РС (Я) устанавливает отличный от предусмотренного федеральным законодательством порядок вступления в силу изменений и дополнений в законодательный акт субъекта РФ, принятых в период избирательной кампании.
Часть 7 статьи 11 Закона РС (Я) устанавливает, что формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования, политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 5.1 статьи 82 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Между тем, пунктом 1 статьи 22, пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, определяющими основные принципы формирования территориальных избирательных комиссий и их полномочия, не предусмотрена возможность формирования территориальных комиссий на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Следовательно, данная норма законодательного акта субъекта Российской Федерации в указанной части противоречит федеральному законодательству и не подлежит применению.
По аналогичным основаниям суд считает пункт 1 части 8, часть 17.1 статьи 11 Закона РС (Я) в части слов "политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"" противоречащими положениям федерального законодательства.
Пунктом 1 части 20 статьи 11 Закона РС (Я) предусмотрено немедленное прекращение полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в случае утраты членом территориальной избирательной комиссии гражданства Российской Федерации.
При этом подпунктом "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, как положением, регулирующим на федеральном уровне вопросы прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, наряду с вышеприведенным основанием прекращения полномочий предусмотрено и приобретение членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса гражданства иностранного государства.
Отсутствие названного положения в оспариваемой правовой норме регионального законодательства указывает на ее несоответствие в данной части Федеральному закону.
Пункт 1 части 1 статьи 18 Закона РС (Я), устанавливая правовые ограничения для назначения членов территориальных избирательных комиссий, лишает возможности граждан Российской Федерации, имеющих вид на жительство на территории иностранного государства, быть членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Данная редакции правовой нормы не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2010 N 14-П, которым взаимосвязанные положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 1) и 55 (часть 3).
В части установления ограниченного круга лиц (на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов), не имеющих право быть членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, вступает в противоречие с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 18 Закона РС (Я), которым вопреки названной правовой норме федерального законодательства не установлено требование о невозможности замещения должности члена комиссии на соответствующих выборах доверенными лицами избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.
Часть 1.1 статьи 18 Закона РС (Я), устанавливающая запреты для членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе, не соответствует пункту 15.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ в той мере, в которой положение регионального законодательства не содержит установленной Федеральным законом исключение из правил. Так, в соответствии с названной нормой федерального законодательства запреты распространяются на членов избирательной комиссии, работающих на постоянной (штатной) основе в комиссии, являющейся юридическим лицом.
Кроме того, часть 1.1 статьи 18 Закона РС (Я) устанавливает неполный перечень запретов для лиц, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе. Действующая редакция названной правовой нормы регионального законодательства не учитывает отнесение должности председателя территориальной избирательной комиссии к государственной должности субъекта Российской Федерации на основании Перечня типовых государственных должностей субъектов РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 04.12.2009 г. N 1381, и, как следствие, не содержит определенные запреты, которые в силу части 2 статьи 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распространяются на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации
Часть 2 статьи 19 Закона РС (Я), регулирующая вопросы порядка досрочного освобождения от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии и назначения нового члена территориальной избирательной комиссии, вступает в противоречие с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, поскольку в отличие от названной правовой нормы федерального законодательства не устанавливает необходимость приостановления полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата.
Из содержания части 2 статьи 20 Закона РС (Я) следует, что в соответствии с федеральным законодательством решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Учитывая принятие Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 05.04.2013, с изм. от 04.06.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия", касающегося, в частности, наименования Следственного комитета Российской Федерации, суд считает необходимым согласиться с утверждением прокурора о несоответствии части 2 статьи 20 Закона РС (Я) в части слов "при прокуратуре Российской Федерации" положениям пункта 18, пункта 18.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Часть 2 статьи 22 Закона РС (Я), устанавливающая правовые ограничения для назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в противоречие подпункту "а" пункта 1, пункту 21.1 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не содержит требования о невозможности назначения членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства.
Кроме того, не соответствуют пункту 24, пункту 27 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ положения частей 3 и 5 статьи 22 Закона РС (Я) в части слов "политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"", в связи с тем, что указанным партиям право назначения членов избирательных комиссий федеральным законодателем не предоставлено.
Следовательно, требования прокурора о признании оспариваемых правовых норм противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о принятии со стороны законодательного органа субъекта РФ необходимых мер, направленных на приведение оспариваемых норм в соответствие с федеральным законодательством, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу является проверка соответствия положения нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, а не оспаривание действий (бездействия) органа государственной власти субъекта РФ. Данные обстоятельства также не предусмотрены процессуальным законодательством в качестве основания для прекращения производства по делу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений законодательного акта субъекта Российской Федерации недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда часть 3 статьи 1 в части слов "они вступают в силу после окончания избирательной кампании, кампании референдума", часть 7 статьи 11, пункт 1 части 8, часть 17.1 статьи 11 в части слов "политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункт 1 части 20 статьи 11 в части отсутствия условия о немедленном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии случае приобретения им гражданства иностранного государства, пункт 1 части 1 статьи 18 в части, лишающей гражданина Российской Федерации, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, пункт 7 части 1 статьи 18 в части установления ограниченного круга лиц, не имеющих право быть членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, часть 1.1 статьи 18, часть 2 статьи 19 в части отсутствия требования о приостановлении полномочий члена территориальной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае его нахождения на соответствующих выборах в непосредственном подчинении у кандидата, часть 2 статьи 20 в части слов "при прокуратуре Российской Федерации", часть 2 статьи 22 в части отсутствия требования о невозможности назначения членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство иностранного государства, части 3 и 5 статьи 22 в части слов "политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"" Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 374-3 N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях Республики Саха (Якутия)".
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 02 июня 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.