Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Доржиевой Б.В.
и судей Казакевич Ю.А., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Сергеенко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 28 мая 2015 года гражданское дело по иску Полковниковой Е. В., действующей в интересах несовершеннолетней "данные изъяты", к Комитету образования администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконным бездействия, понуждении предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении,
по апелляционной жалобе истца Полковниковой Е.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 19 марта 2015 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Полковниковой Е.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полковникова Е.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Полковникова Е.В. является сиротой, воспитывает дочь "данные изъяты", "Дата" года рождения, рожденную в неполной семье. Отец ребенка с ними не проживает, достаточную материальную помощь не оказывает. Полковникова Е.В. находится в зависимом от отца ребенка положении, так как иного дохода не имеет. Дочь поставлена на учет для определения в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на получение дошкольного образования 25 января 2013 года в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита". Место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ребенку до настоящего времени не предоставлено. Бездействие ответчика, выразившееся в нарушении права "данные изъяты" на получение бесплатного дошкольного образования, является незаконным. Полковникова Е.В. просила суд признать незаконным бездействие администрации городского округа "Город Чита", выразившееся в непредоставлении "данные изъяты" места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, и возложить на Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" обязанность предоставить "данные изъяты" "Дата"2 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства (л.д. 3-4).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 51).
В апелляционной жалобе истец Полковникова Е.В. выражает несогласие с решением суда, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым её требования удовлетворить в полном объеме. При этом ссылается на обстоятельства, изложенные ею в исковом заявлении. Указывает, что очередь в детский сад N по состоянию на 04.03.2015 была под номером 176, а на 02.04.2015 - под номером 181. Предполагает, что при таком положении ребенок никогда не будет обеспечен местом в муниципальном детском дошкольном учреждении. Суд не учел, что истица неоднократно обращалась в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" с заявлениями о предоставлении ее ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, где она указывала также и о сложившейся у неё тяжелой жизненной ситуации. Считает, что отсутствие свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях о наличии правовых оснований для отказа в иске не свидетельствуют. Также указывает, что принятие ответчиком мер для создания мест в будущем не может свидетельствовать о принятии мер по обеспечению местом в дошкольном образовательном учреждении конкретного ребенка. Возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством. Считает, что бездействием Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" нарушены права несовершеннолетней "данные изъяты" на получение бесплатного дошкольного образования, что подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (л.д.95-97).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" по доверенности Саркисян О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д.114-120).
Проверив материалы дела, выслушав истца Полковникову Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" Саркисян О.А., просившую оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Полковниковой Е.В. в удовлетворении иска, суд исходил из того, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется. При этом суд учел, что "данные изъяты", "Дата" года рождения, зарегистрирована в региональной автоматизированной системе "Е-услуги. Образование", имеет статус "очередник", поставлена на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет. Все направления были выданы детям, имеющим право на предоставление места во внеочередном и первоочередном порядке, а также поставленным на учет ранее "данные изъяты". Суд указал в своем решении, что отсутствие мест в группах полного дня дошкольных образовательных учреждений не указывает на то, что Комитет образования администрации городского округа прекратил исполнение обязанности по организации предоставления дошкольного образования дочери истца и о незаконности, а также о бездействии не свидетельствует. Реализация родителем несовершеннолетней Полковниковой Е.В. прав на получение её ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа, установленного ст.17 Конституции Российской Федерации, и такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее "данные изъяты", либо имеющих право на внеочередное либо первоочередное представление места в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, суд пришел к выводу, что превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно -эпидемиологические требованию к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СаНПиН 2.4.1.1249-03", которыми определено допустимое количество детей в группах. Также суд первой инстанции исходил из недоказанности истицей права на первоочередное предоставление её ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в связи с тяжелой жизненной ситуацией.
С выводами суда судебная коллегия считает возможным согласиться.
По делу установлено, что Полковникова Е.В. является матерью несовершеннолетней "данные изъяты" "Дата" года рождения.
"Дата" "данные изъяты" с целью обеспечения местом в муниципальном детском дошкольном учреждении (МДОУ) зарегистрирована в региональной автоматизированной системе "Е-услуги. Образование", имеет статус "очередник", номер обращения 76000-33/130125362.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и участвующими в деле лицами не оспариваются.
На момент разрешения спора место в дошкольном детском образовательном учреждении "данные изъяты" не предоставлено.
При рассмотрении дела установлено, что спорным периодом является 2014 -2015 учебный год - с мая 2014 г. по май 2015 г.
Постановка в очередь и комплектование детских дошкольных учреждений на территории городского округа "Город Чита", являющегося местом жительства "данные изъяты" в указанный период происходило на основании Положения об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа "Город Чита", утвержденного председателем Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" 25.04.2014 г. (л.д. 134-146).
Согласно указанному Положению при регистрации детей дошкольного возраста в информационном ресурсе "Е-услуги. Образование" родитель (законный представитель) должен указать пять дошкольных учреждений в порядке приоритета, при регистрации детей дошкольного возраста на сайте Комитета образования в разделе "Постановка на очередь в ДОУ" - должен выбрать пять желаемых дошкольных учреждений города Читы из предложенного реестра таких муниципальных учреждений. При регистрации ребенка заявитель получает информацию о предпочитаемых детских садах (п.п.2.3, 2.4, 2.6 Положения).
В МДОУ направляются дети в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом даты регистрации в региональном информационном реестре "Е-услуги. Образование", права внеочередного и первоочередного получения места в МДОУ и нормативной наполняемости групп. Правила приема обеспечивают прием граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплено МДОУ. В случае отсутствия свободных мест в МДОУ по месту жительства по желанию родителей может быть рассмотрен вопрос о предоставлении места в МДОУ другого микрорайона. Право на посещение МДОУ возникает с достижением возраста 1,5 лет. Возраст детей определяется на 01 сентября текущего учебного года. Комплектование МДОУ осуществляется один раз в год с 01 мая по 30 июня. Список детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОУ с 1 сентября текущего календарного года, формируется на 01 мая. После этой даты в указанный список могут быть включены только дети, имеющие право первоочередного (внеочередного) приема в МДОУ. Родители (законные представители) имеют право в срок до 01 мая внести изменения в сведения о предпочитаемых детских садах (п.п. 3.1 - 3.4 Положения).
Комплектование детских садов на территории города Читы происходило в 2014 г. в три этапа: 1 этап - с 5 по 6 мая 2014 г. - автоматическое комплектование всех МДОУ (всех возрастов) посредством региональной автоматизированной информационной системы "Е-услуги. Образование"; 2 этап - с 7 по 12 мая 2014 г. оповещение родителей (законных представителей) о предоставлении места в детском саду; 3 этап - с 14 по 27 мая 2014 г. регистрация в МДОУ родителей (законных представителей), детям которых были распределены места в МДОУ, что подтверждается представленными ответчиками газетными статьями с разъяснением порядка комплектования МДОУ, объяснениями представителя ответчика в суде и что Полковниковой Е.В. не оспаривается.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
Истцом Полковниковой Е.В. суду представлены доказательства, подтверждающие наличие у "данные изъяты" права на получение дошкольного образования и факт обращения в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
На 01 сентября 2014 года ребенок истца достиг возраста 1 год 8 месяцев, в связи с чем "данные изъяты" в период с мая 2014 года по май 2015 года могло быть распределено место в ДОУ в группу раннего возраста (от 1,6 до 2 лет).
При рассмотрении дела установлено, что группа раннего возраста комплектовалась не во всех ДОУ г. Читы, а только в ДОУ NN 2, 3, 6, 9, 14, 15, 23, 30, 31, 32, 40, 46,, 49, 50, 58, 59, 62, 65, 66, 79, 82, 98, 100, что подтверждается представленными ответчиком сведениями о возрастных группах при комплектовании на 2014-2015 учебный год в МДОУ (л.д. 119), и не оспаривается истцом.
При постановке в очередь на получение места в МДОУ Полковникова Е.В. указала на МДОУ NN 55, 68, 71, 49, 74, в качестве приоритетного детского сада - N 68, из которых группа раннего возраста имелась только в детском саду N 49.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции Полковникова Е.В. пояснила, что ее ребенок претендует на получение места в МДОУ, расположенных в "адрес" и в Сосновом "адрес", а также в "адрес" в районе "адрес" по месту расположения её работы (магазин "Индекс").
С учетом данных объяснений судебной коллегией ответчику было предложено представить доказательства, подтверждающие номера детских садов, расположенных в указанных истицей районах города Читы, в которых в 2014-2015 учебном году комплектовалась группа раннего возраста, доказательства, подтверждающие отсутствие мест в названных дошкольных детских учреждениях в спорный период, и доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду.
По сведениям ответчика таким детским садом является только МДОУ N 49.
Из представленных ответчиком письменных доказательств (итоговой таблицы по комплектованию, приказа о зачислении воспитанников в МБДОУ N49, данных по площади помещения групп в МБДОУ N49, приказа о зачислении, о комплектовании воспитанников в МБДОУ N49) (л.д. 121-126) видно, что все имеющиеся в группе раннего возраста в МБДОУ N49 нормативные места в спорный период полностью были укомплектованы и что нормативные требования по разрешенному количеству мест не соблюдаются, т.к. количество зачисленных в группу раннего возраста детей превышает установленный норматив. Кроме того, установлено, что дети, зачисленные в группу соответствующего возраста МДОУ N 49, имеют статус "первоочередников".
Таким образом, по данному делу установлено, что в 2014-2015 учебном году у ответчика объективно отсутствовала возможность обеспечить несовершеннолетнею "данные изъяты" местом в детском дошкольном учреждении, поскольку свободных мест в МБДОУ N49 не имелось, а другие заявленные истцом детские сады на 2014-2015 учебный год группы детей указанного возраста не формировали.
Из материалов дела также следует, что муниципальные органы не бездействуют и предпринимают меры к увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях города Читы (в том числе и для ребенка истца) путем осуществления строительства таких учреждений, реконструкции зданий под детские сады, иными предусмотренными законом способами, о чем указано в возражениях на исковое заявление Полковниковой Е.В., и не опровергается материалами дела.
Ссылка заявителя жалобы на сложившуюся у неё тяжелую жизненную ситуацию судебной коллегией принята быть не может, поскольку такое обстоятельство материалами дела не подтверждено, доказательств признания Полковниковой Е.В. находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не представлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Полковниковой Е.В. не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Полковниковой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Доржиева Б.В.
Судьи: Казакевич Ю.А.
Усольцева С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.