Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Сазоновой В.Г. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года, которым постановлено:
иск Андрияновой М.А. удовлетворить частично.
Признать за Андрияновой М.А. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Признать решение жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан N ... от 02 июня 2014 года об исключении Андрияновой М.А. из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, незаконным.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан восстановить Андриянову М.А. в очереди с 24 марта 2010 года и включить её в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения в поддержку жалобы представителя Министерства образования и науки РТ - Зайнуллина А.Р., возражения Андрияновой М.А. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андриянова М.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что с 25 октября 1995 года по 31 августа 2001 года она являлась воспитанницей ГОУ "Детский дом - школа Советского района города Казани" и находилась на полном государственной обеспечении. Как сирота она была включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 03 апреля 2013 года истица является собственником 2/27 долей жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Решением жилищной комиссией при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 02 июня 2014 года она была исключена из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Истица, считая данное решение незаконным и нарушающим её права на получение жилого помещения, поскольку в указанном выше жилом доме зарегистрированы 7 человек, дом имеет большой процент износа и неудовлетворительное состояние, повторно обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с заявлением о включении её в реестр детей-сирот на получение жилья, однако решением комиссии от 15 октября 2014 года ей в этом вновь было отказано.
Андриянова М.А. просила признать за ней право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признать незаконными действия Министерства по отказу во включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан восстановить её в очереди с 24 марта 2010 года и включить её в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан иск не признал.
Суд постановил решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки РТ Зайнуллин А.Р. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции. В частности указано, что суд первой инстанции был введён в заблуждение пояснениями истицы о своевременной подаче заявления на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, что повлекло неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Кроме того, указывает и на то обстоятельство, что решение жилищной комиссии администрации Советского района о включении истицы в список детей-сирот от 09 марта 2010 года является незаконным и противоречит нормам федерального законодательства, на момент постановки истицы на учет она достигла возраста 23 лет. Полагает, что удовлетворение требований истицы приведет к необоснованному нарушению порядка очередности предоставления жилья.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных Федеральным законом, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц:
1) не являющихся членами семьи этих детей-сирот, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
2) бывших усыновителей этих детей-сирот, если усыновление отменено;
3) признанных в установленном законодательством порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
4) имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
5) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и психическими заболеваниями и состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Решения о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список и заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
В силу положений пункта 2 статьи 7 указанного Закона действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года ... "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Как следует из материалов дела, Андриянова М.А., 18 июня 1986 года рождения, имела статус ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оба ее родителя умерли. С 25 октября 1995 года по 31 августа 2001 года являлась воспитанницей ГОУ "Детский дом - школа Советского района города Казани" и находилась на полном государственной обеспечении.
Согласно выписке из распоряжения Главы администрации Советского района города Казани ... от 24 марта 2010 года Андриянова М.А. как лицо из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 03 апреля 2013 года она является собственником ... долей жилого дома (что составляет 7,23 кв.м жилой площади), расположенного по адресу: "адрес". В указанном доме кроме истицы зарегистрировано ещё 7 человек, двое из которых неоднократно привлекались к уголовной ответственности и отбывали наказание по приговорам суда в местах лишения свободы.
Дом имеет большой процент износа и неудовлетворительное состояние, площадь жилого помещения, приходящаяся на долю истицы, составляет менее учетной нормы в 12 кв.м, установленной решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N ...
Судом установлено, что решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 02 июня 2014 года истица была исключена из реестра детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, со ссылкой на наличие у нее в собственности указанного жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства, пояснения сторон, руководствуясь указанными выше нормами, учитывая, что Андриянова М.А. была принята на учет нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, решением органа местного самоуправления, принимая во внимание, что наличие жилого помещения в собственности без соответствующего акта, подтверждающего возможность проживания в указанном жилом помещении, не является основанием для исключения из реестра детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о признании за истицей права на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма и возложения на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению жилого помещения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы подателя жалобы о незаконности решения о постановке на учет истицы в качестве нуждающейся в жилом помещении не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта
Как было указано выше, согласно выписке из распоряжения Главы администрации Советского района ... от 24 марта 2010 года Андриянова М.А., как сирота была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.
До настоящего времени распоряжение не отменено и не признано незаконным, решением органа местного самоуправления истица с учета не была снята.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено
При этом судебная коллегия учитывает, что причиной исключения истицы из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, как усматривается из выписки из протокола 32 от 02 июня 2014 года указано наличие в собственности жилого помещения, а не достижение возраста 23 лет.
Таким образом, Андриянова М.А. имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Ссылка в жалобе на необоснованное нарушение порядка очередности предоставления жилья и нарушение законных прав иных граждан, включенных в данный список, основанием к отмене решения суда также не является, поскольку действующим законодательством и вышеприведенными нормами не предусмотрена возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в зависимости от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт.
Судебная коллегия учитывает, что ни статья 8 Федерального закона) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Таким образом, по своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При указанных обстоятельствах доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.