Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Рудь М.Ю., Шакитько Р.В.,
по докладу судьи Рудь М.Ю.,
при секретаре Ушаковой Н.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. на основании доверенностей Тарада А.С. на решение Северского районного суда Краснодарского края от 8 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. обратились в суд с иском к администрации Черноморского городского поселения Северского района о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указали, что многоквартирный жилой дом, в котором они проживали, расположенный по адресу: " ... " - с 2011 года признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25 июня 2013 года N " ... " дом включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2015 годы". Однако, постановлением главы администрации Краснодарского края от 21 марта 2014 года внесены изменения в постановление главы администрации от 25 июня 2013 года N " ... " и переселение граждан из аварийного жилья перенесено на конец 2017 года. Поскольку проживание в указанном доме невозможно, они вынуждены были заключить договор аренды жилого помещения, в связи с чем пенсионеры Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. несут дополнительные расходы, не соизмеримые с получаемой пенсией. Истцы считают, что бездействие администрации, выражающееся в не предоставлении другого благоустроенного жилого помещения, не соответствует нормам жилищного законодательства и нарушает их Конституционное право на жилище. Просили суд возложить на администрацию Черноморского городского поселения Северского района обязанность предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее " ... " кв.м.
Решением Северского районного суда от 8 апреля 2015 года исковые требования Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. к администрации Черноморского городского поселения Северского района о предоставлении жилого помещения удовлетворены. На администрацию Черноморского городского поселения Северского района возложена обязанность предоставить Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. в собственность квартиру общей площадью не менее " ... " кв.м, состоящую из не менее чем 2-х жилых комнат, взамен квартиры N " ... " в многоквартирном доме N " ... " по " ... " в срок до 31 декабря 2017 года.
В апелляционной жалобе представитель Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю. на основании доверенностей Тарада А.С., просит решение суда изменить в части срока предоставления жилья, поскольку это не соответствует требованиям действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. главы Черноморского городского поселения Северского района Барвинско Н.В. просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя на основании доверенностей Тарада А.С., судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Иваниди В.С., на основании договора о передаче квартиры в собственность от 22 августа 2006 года, принадлежит квартира N " ... " в доме N " ... " по " ... ", общей площадью " ... " кв.м. В указанной квартире зарегистрированы Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю.
Постановлением администрации Черноморского городского поселения от 01 декабря 2011 года N 243 "Об утверждении заключений постоянно действующей межведомственной комиссии о признании многоквартирных жилых домов Черноморского городского поселения Северского района непригодными для постоянного проживания", многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: " ... ", признан непригодным для постоянного проживания. Граждане, проживающие в указанном многоквартирном доме подлежали, переселению из аварийного дома не позднее 2015 года.
Так же из материалов дела следует, что 29 мая 2013 года указанный многоквартирный жилой дом пострадал в результате пожара. Согласно заключению строительной экспертизы от 25 сентября 2014 года, дальнейшее проживание людей в квартире не является безопасным.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2013 года N " ... " "Об утверждении адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2015 годы" приложение 3 и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 декабря 2014 года N 1485/1 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2013 года N " ... " "Об утверждении адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы" Приложение 3 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: " ... " внесен в адресную программу Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы". Срок переселения 2015 год.
С учетом изменения, внесенного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2014 года N " ... " "О внесении изменений в некоторые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края" срок переселения граждан из указанного многоквартирного жилого дома перенесен на 2017 год с учетом финансовой поддержки за счет государственной корпорации - фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Администрацией Черноморского городского поселения заключен муниципальный контракт от 12 февраля 2015 года на приобретение жилых помещений (квартир) в муниципальную собственность в целях переселения граждан из признанных в установленном порядке аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Черноморского городского поселения Северского района, в рамках реализации адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы". Согласно п. 1.2 указанного контракта продавец в срок до 01 ноября 2015 года обязуется передать покупателю Объект - квартиры в расположенном на территории Северского района многоквартирном доме. Дата ввода в эксплуатацию 31 октября 2015 года), находящийся по адресу: " ... " и соответствующий описанию Объекта и его качественным характеристикам согласно "Техническому заданию" (Приложение 1) к настоящему контракту.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о предоставлении гражданам благоустроенного жилого помещения в связи с переселением с учетом положений адресной программы Краснодарского края "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы".
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
На основании вышеизложенного и с учетом приведенных правовых норм, суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное помещение во внеочередном порядке, если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Таким образом, поскольку в судебном заседании судом первой инстанции установлено, что дом истцов признан аварийным, включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", то перенесение сроков администрацией предоставления жилого помещения необоснованно и нарушает права Хмара Т.Н., Иваниди В.С., Иваниди Н.Ю., предусмотренные ч. 3 ст. 40 Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции, исключив из резолютивной части решения указание на срок до 31 декабря 2017 года предоставления в собственность квартиры. В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северского районного суда от 8 апреля 2015 года - изменить.
Исключить из резолютивной части решения Северского районного суда от 8 апреля 2015 года указание на срок до 31 декабря 2017 года.
В остальной части решение Северского районного суда от 8 апреля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.