Общие положения
1. В Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, в которых законодательством предусмотрена военная служба (далее Вооруженные Силы), правоохранительную деятельность осуществляют органы военной прокуратуры, федеральные органы безопасности в войсках, действующие в войсках органы дознания и другие предусмотренные федеральными законами органы.
2. Координация деятельности названных выше органов по борьбе с преступностью в войсках осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, утвержденным Указом Президента Российской Федерации Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и настоящим Положением.
3. Целями координации являются повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
4. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" деятельность правоохранительных органов в Вооруженных Силах по борьбе с преступностью координирует Генеральный прокурор Российской Федерации, Главный военный прокурор, военные прокуроры военных округов, приравненные к ним военные прокуроры, а также военные прокуроры объединений, соединений и гарнизонов в пределах своей компетенции.
При дислокации в регионе или гарнизоне нескольких военных прокуратур, координация деятельности осуществляется военными прокурорами по поднадзорным им органам военного управления, при тесном взаимодействии друг с другом и территориальными правоохранительными органами. По решению вышестоящего военного прокурора координация в этих случаях может быть возложена на одного из военных прокуроров.
Военные прокуроры при рассмотрении вопросов, входящих в их компетенцию, участвуют в координационных мероприятиях, проводимых соответствующими территориальными прокурорами.
5. Координация деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах по борьбе с преступностью осуществляется на основе:
- соблюдения законности;
- равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;
- самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;
- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;
- ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.
6. Правоохранительные органы в Вооруженных Силах осуществляют:
- совместный анализ состояния законности и преступности, их структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития;
- изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
- участие в реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью;
- участие в разработке совместно с территориальными правоохранительными органами и органами государственной власти и управления, военными научными и учебными учреждениями предложений по предупреждению криминальных правонарушений;
- подготовку и направление в необходимых случаях информаций о состоянии законности и преступности в Вооруженных Силах и других войсках Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, а также органам военного управления;
- участие в разработке предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности органов военного управления по борьбе с преступностью;
- изучение, обобщение и анализ практики выполнения международных договоров и соглашений по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью в Вооруженных Силах.
Основные направления координационной деятельности
7. Координация деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах осуществляется в следующих основных формах:
- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в Вооруженных Силах;
- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- разработка на основе анализа приоритетных направлений по выявлению, пресечению и предупреждению конкретных видов правонарушений;
- совместные выезды в войска для организации согласованных профилактических мероприятий, проведения проверок и оказания практической помощи командованию в организации и проведении мероприятий, направленных на борьбу с преступностью;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта предупредительной и правоприменительной работы;
- создание в необходимых случаях следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
- взаимное использование возможностей правоохранительных органов в Вооруженных Силах для повышения квалификации отраслевых кадров, проведения совместных семинаров, сборов и конференций;
- издание совместных приказов, указаний, информационных писем и иных документов организационно-распорядительного характера;
- выпуск совместных бюллетеней, сборников и других изданий информационного характера;
- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.
Выбор конкретных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из задач и полномочий участников координационной деятельности. Материально-техническое обеспечение координационной деятельности военных правоохранительных органов осуществляется ее участниками.
Полномочия участников координационной деятельности
8. Руководствуясь Федеральным Законом "О прокуратуре Российской Федерации", военные прокуроры в соответствии со своей компетенцией созывают координационные совещания.
В состав координационного совещания входят военный прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих органов военного управления, действующие как органы дознания, других правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания).
Совещания созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Кроме того, совещания могут созываться по инициативе других участников.
На координационное совещание по решению военного прокурора или других членов совещания могут приглашаться должностные лица органов военного управления, а в порядке взаимодействия, должностные лица территориальных правоохранительных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации.
При обсуждении вопросов борьбы с преступностью члены совещания пользуются равными правами.
9. Решение координационного совещания считается принятым при условии его одобрения теми руководителями, на которых возложено его выполнение. Соответствующие руководители для реализации принятых решений могут издавать в соответствии со своей компетенцией приказы, указания и распоряжения.
10. Председатель координационного совещания обладает правами, предусмотренными пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", и действует в соответствии со своими полномочиями. При этом он вправе ставить вопрос о необходимости приглашения на оперативное совещание конкретных руководителей поднадзорных органов военного управления.
11. Члены координационного совещания при рассмотрении вопросов организации борьбы с преступностью:
- вносят предложения по вопросам, отнесенным к их компетенции; разрабатывают по этим вопросам соответствующие документы, направленные на реализацию решений совещания;
- участвуют в рассмотрении и обсуждении вопросов, требующих принятия решений координационным совещанием и реализуют такие решения методами, характерными для данного правоохранительного органа.
Взаимодействие с военными судами
12. В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах осуществляется взаимодействие с военными судами.
Взаимодействие с военными судами может проводиться в следующих формах:
- взаимное информирование о состоянии преступности, законности и судимости;
- использование данных судебной статистики и материалов судебной практики для разработки мер по усилению борьбы с преступностью;
- участие в подготовке предложений к Постановлениям Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
Руководители военных судов могут принимать участие в заседаниях координационных совещаний военных правоохранительных органов.
13. Взаимодействие правоохранительных органов в Вооруженных Силах с военными судами по вопросам организации борьбы с преступностью осуществляется на основе соблюдения принципов независимости органов судебной власти, судей военных судов и их подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации (утв. Генеральным прокурором РФ 10 сентября 1996 г.)
Текст положения официально опубликован не был