Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Агеева О.В.,
судей Нестеровой А.А., Нестеровой Л.В.,
при секретаре Казаковой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Иванова Б.А. к "Учреждение" о признании решения незаконным, возложении обязанности установить группу инвалидности, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца ИвановаБ.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 марта 2015 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении требований Иванова Б.А. к "Учреждение" о признании решения освидетельствования бюро N- филиала "Учреждение" от 08 сентября 2014 года в части отказа в установлении " ... " группы инвалидности незаконным; возложении обязанности признать инвалидом " ... " группы бессрочно с 08 сентября 2014 года; взыскании компенсации морального вреда в размере "сумма"; взыскании судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере "сумма" и расходов за услуги ксерокопирования в размере "сумма".
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИвановБ.А. обратился в суд с иском к "Учреждение" о признании решения незаконным, возложении обязанности установить группу инвалидности, компенсации морального вреда. Требования истцом мотивированы тем, что с 1998 года он стоял на учете у терапевта с диагнозом "заболевание", амбулаторно лечился, но состояние здоровья ухудшалось. С февраля 2010 года до марта 2014 года признавался инвалидом " ... " группы по общему заболеванию. 4 марта 2014 года при переосвидетельствовани экспертным составом N инвалидом не признан. В акте N медико-социальной экспертизы от 8 сентября 2014 года истец не был признан инвалидом без указания причин. С заключением он не согласен, ссылаясь на то, что в 2008 году перенес "заболевание", с 1999 года у него "заболевание", с 2012 года имеются "заболевание". В сентябре 2014 года направлен на повторное переосвидетельствование в "Учреждение", однако ссылки истца на заключение врачебной комиссии и медицинские критерии не дали результата. По решению филиала бюро N "Учреждение" от 16 февраля 2010 года истцу была определена " ... " степень ограничения способности к трудовой деятельности, способность к самообслуживанию - " ... " степень, способность к самостоятельному передвижению - " ... " степень. Истец полагал, что ему положена " ... " группа инвалидности бессрочно, ссылаясь на наличие у него заболевания, установленного диагнозом врача общей практики ( "заболевание"). Положительные результаты проведенных мероприятий по медицинской реабилитации в соответствии с ИПР, положительная динамика за период лечения отсутствуют. Решением ответчика от 8 сентября 2014 года нарушено право истца быть инвалидом и получать необходимую социальную защиту. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред. Также истцом понесены расходы на копирование документов и по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления.
Истец просил признать решение филиала -бюро N "Учреждение" от 8 сентября 2014 года в части отказа в установлении " ... " группы инвалидности незаконным, возложении обязанности признать истца инвалидом " ... " группы бессрочно с 8 сентября 2014 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере "сумма", возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере "сумма", расходы по копированию документов в размере "сумма".
В судебном заседании истец ИвановБ.А. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика СавченкоА.О. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица "Больница" в судебном заседании не участвовал.
Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованные истцом ИвановымБ.А. по мотиву незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ИвановБ.А. просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика АндреевО.Г. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо "Больница" извещено о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 7 февраля 2014 года ИвановБ.А. прошел осмотр у врача общей практики, по результатам которого в графе "рекомендовано" указано следующее: является инвалидом " ... " группы, оформлена форма N повторно, в БМСЭ для установления группы инвалидности и разработки ИПР с признаками ограничения жизнедеятельности.
2 августа 2014 года ИвановБ.А. снова прошел осмотр у врача общей практики, после которого в графе "рекомендовано" указано: оформлена форма N первично, в БМСЭ для установления группы инвалидности и разработки ИПР с признаками ограничения жизнедеятельности.
Согласно акту N освидетельствования в бюро МСЭ N, проведенного с 7 по 15 марта 2012 года ИвановуБ.А. установлена " ... " группа инвалидности с причиной "общее заболевание" сроком до 1 марта 2013 года.
19 февраля 2013 года ИвановБ.А. был освидетельствован бюро медико-социальной экспертизы N, по результатам которого составлен акт медико-социальной экспертизы гражданина N об установлении " ... " группы инвалидности с причиной инвалидности "общее заболевание" сроком до 1 марта 2014 года.
После проведения медико-социальной экспертизы ИвановуБ.А. инвалидность не установлена (акты N от 24 февраля 2014 года, N от 24 февраля 2014 года, N от 04 марта 2014 года, N от 08 сентября 2014 года, N от 8 сентября 2014 года).
По заключению судебной медико-социальной экспертизы, проведенной "Учреждение1" от 29 января 2015 года, на период освидетельствования в "Учреждение" 8 сентября 2014 года у ИвановаБ.А. не имелось признаков инвалидности, на момент освидетельствования 8 сентября 2014 года ограничения способности к трудовой деятельности не выявлено. Экспертизой установлено, что имеющиеся у ИвановаБ.А. стойкие незначительные нарушения функции кровообращения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, психических функций не приводят к ограничению ни в одной из категорий жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, передвижению, общению, обучению, контролю за своим поведением, ориентации, трудовой деятельности), не требуют мер социальной защиты и реабилитации, и не дают основания для определения группы инвалидности.
Таким образом, установив при рассмотрении дела, что у истца на момент проведения освидетельствования не имелось признаков инвалидности и не выявлено ограничений способности к трудовой деятельности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания решения медико-социальной экспертизы от 8 сентября 2014 года незаконным и установления истцу " ... " группы инвалидности.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводами назначенной судом медико-социальной экспертизы судебная коллегия отклоняет, поскольку медико-социальная экспертиза была проведена компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, данных освидетельствуемого лица, то есть, с соблюдением требований действующего законодательства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об ошибочности заключения судебной медико-социальной экспертизы со ссылкой на представление истцом амбулаторные карты, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанное заключение составлено с соблюдением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", экспертиза проведена уполномоченными на то экспертами, имеющими высшее профессиональное образование, экспертам разъяснены права и обязанности, они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы заключения четкие и ясные, исключающие возможность двоякого толкования. Оснований не доверять заключению экспертов не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Иванова Б.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Агеев О.В.
Судьи: Нестерова А.А.
Нестерова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.