Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Инструкции о порядке присвоения
квалификации и допуска к работе
водителей пожарного автомобиля
в Государственной противопожарной
службе МВД РФ
Примерный тематический план повышения квалификации
водителей пожарного автомобиля на учебных сборах
N п/п N п/п |
Наименование раздела и темы занятия |
Количество часов | ||
Всего | из них на занятия | |||
классно- групповые |
практи- ческие |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 |
Правовая подготовка Профессиональные требования к водителю пожарного автомобиля (ПА) и его ответственность Специальная подготовка Современные ПА Специальные агрегаты ПА. Прин- цип работы, конструкция, пра- вила эксплуатации Многоконтурные тормозные сис- темы ПА Особые условия эксплуатации ПА Организация эксплуатации ПА в подразделениях ГПС Техническое обслуживание и ре- монт ПА в условиях подразделе- ний ГПС Техническая диагностика и испы- тание ПА Передовые приемы работы со спе- циальными агрегатами основных и специальных ПА Средства радио- и проводной связи, используемые на ПА Основы безопасности дорожного движения Требования безопасности при экс- плуатации ПА. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим Итоговое занятие. Прием экзамена |
1 1 4 4 1 2 4 4 2 1 10 2 4 |
1 - 2 3 1 2 - - - - 10 2 4 |
1 1 2 1 - - 4 4 2 1 - - - |
Всего: | 40 | 25 | 15 |
Срок обучения 5 дней.
Режим занятий: по 8 учебных часов в день.
Тема 1.1. Профессиональные требования к водителю ПА и его
ответственность
Профессиональные требования, предъявляемые к водителю ПА. Подготовка водителя. Положение о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителя пожарного автомобиля в ГПС МВД России. Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Тема 2.1. Современные ПА
Классификация и система обозначений ПА. Главный параметр целевого назначения ПА. Основные, специальные и вспомогательные ПА. Требования к базовым шасси ПА. Технические и эксплуатационные показатели современных ПА. Перспективные модели ПА.
Тема 2.2. Специальные агрегаты ПА. Принцип работы, конструкция,
правила эксплуатации
Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов. Насосные агрегаты. Система дополнительного охлаждения двигателя. Вакуумные системы. Органы управления. Контрольно-измерительные приборы. Емкости для огнетушащих веществ. Дополнительное электрооборудование. Кузов и специальное оборудование.
Тема 2.3. Многоконтурные тормозные системы ПА
Конструкция, принцип действия, техническое обслуживание и диагностирование многоконтурных тормозных систем с пневматическим приводом типа фирмы "Вестингауз" пожарных автомобилей на шасси КамАЗ и ЗИЛ. Особенности эксплуатации ПА, оборудованных тормозной системой с пневматическим приводом в подразделениях ГПС.
Тема 2.4. Особые условия эксплуатации ПА
Понятие о эксплуатации ПА. Использование, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение. Режимы эксплуатации ПА и их особенности. Основные эксплуатационные свойства ПА. Надежность, динамика, безопасность движения, топливная экономичность. Влияние внешней среды на эксплуатационные свойства ПА. Изменение технического состояния ПА в процессе эксплуатации.
Тема 2.7. Техническая диагностика и испытание ПА
Назначение технической диагностики. Примерный перечень измеряемых параметров при диагностировании ПА. Приборы и оборудование для диагностирования шасси и специальных агрегатов ПА в подразделении ГПС: компрессометр, линейка для проверки сходимости передних колес, устройство для проверки натяжения ремней привода вентилятора, компрессора, генератора, прибор для проверки технического состояния рулевого управления автомобиля по суммарному люфту, пробник аккумуляторный; плотномер для замера плотности электролита, устройство для испытания газоструйного вакуумного аппарата и проверки герметичности пожарного насоса, оборудование для проверки пеносмесителя пожарного насоса.
Тема 2.8. Передовые приемы работы со специальными агрегатами
основных и специальных ПА
Приемы работы по управлению специальными агрегатами пожарных автоцистерн: подача воды из цистерны в лафетный ствол, забор воды из водоема без применения вакуумаппарата, забор воды из водоема по схеме кольцевания цистерны, работа с гидроэлеватором, подача воздушномеханической пены с установкой автомобиля на гидрант, уход за пеносмесителем после окончания работы. Рекомендации по эксплуатации ПА в особых условиях, в т. ч. в условиях низких температур окружающей среды. Характерные неисправности при работе ПА, их причины и способы устранения. Методика проверки специальных агрегатов пожарных автомобилей.
Тема 2.9. Средства радио- и проводной связи, используемые на ПА
Автомобильные радиостанции и их эксплуатационные характеристики (режимы работы). Правила ведения радиообмена. Переговорные устройства, правила их работы. Порядок проведения регламентных работ по техническому обслуживанию средств связи, выполняемых водительским составом.
Тема 2.10. Основы безопасности дорожного движения
Состояние аварийности с автомототранспортом подразделений ГПС с учетом анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с транспортными средствами конкретного органа управления ГПС.
Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Применение специальных сигналов.
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Характерные причины ДТП с ПА. Столкновение, опрокидывание, наезд на пешехода.
Алгоритм процесса управления автомобилем в различных дорожно-транспортных ситуациях:
встречное движение и обгон, определение понятия "преимущество (приоритет)", разъезд при встречном движении, в т. ч. в местах сужения проезжей части, действия водителя при обгоне, учет наличия на проезжей части других участников движения;
изменение направления движения, запрещение изменения направления движения в пределах интервала безопасности;
скорость движения и дистанция, выбор скорости движения с учетом состояния проезжей части, безопасная дистанция, действия водителя при остановке (торможении) автомобиля, внезапное торможение впереди движущегося транспортного средства;
основы безопасного движения в особых условиях, движение на поворотах с ограниченной видимостью и внезапном появлении встречного транспортного средства;
остановка общественного транспорта, обозначение остановки общественного транспорта, особая осторожность и внимание при подъезде к ней;
движение через железнодорожные пути, обозначение железнодорожного переезда, особые меры предосторожности и внимательность, соответствие скорости движения состоянию проезжей части, видимости, погодным условиям, ограничения вводимые на железнодорожном переезде;
особенности вождения пожарных автоцистерн с неполностью заполненной емкостью для воды;
разворот и движение задним ходом, запрещение разворота, учет движущихся сзади транспортных средств;
остановка и стоянка, прекращение движения по причинам, связанным с дорожно-транспортной ситуацией и из-за технических неисправностей, осветительные устройства, которые должны быть включены на транспортном средстве, поставленном на остановку или стоянку, ограничение доступа к транспортному средству посторонних лиц.
Тема 2.11. Требования безопасности при эксплуатации ПА. Оказание
первой доврачебной помощи пострадавшим
Меры безопасности при работе, техническом обслуживании и диагностировании ПА. Требования безопасности при сборе, выезде, следовании на пожар (учение) и при возвращении в подразделение.
Общие требования к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим на месте ДТП. Первая доврачебная помощь пострадавшим при переломах, вывихах, ушибах, растяжении связок, при повреждении головы и позвоночника, при ожогах и отморожениях, при отравлении токсичными эксплуатационными материалами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.