Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Волковой Т.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2015 года, которым постановлено исковые требования Дмитриевой В. И. удовлетворить. Признать решение комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл от 00.00.00 N ... об отказе в назначении Дмитриевой В. И. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья в сельской местности незаконным. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности Дмитриевой В. И. периоды работы: с 00.00.00 по 00.00.00 в должности зубного врача колхоза " ... ", в том числе период нахождения в декретном отпуске с 00.00.00 по 00.00.00, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 00.00.00 по 00.00.00. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл в пользу Дмитриевой В. И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дмитриева В.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе, ответчик), в котором просила признать незаконным незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе от 00.00.00 N ... об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в должности зубного врача в колхозе " ... " с 00.00.00 по 00.00.00. В обоснование заявленных требований указала, что названным решением ответчика из ее специального стажа исключен период работы в должности зубного врача в колхозе " ... " с 00.00.00 по 00.00.00. Полагает, что указанное решение пенсионного органа не основано на законе, нарушает ее право на пенсионное обеспечение. Зубной кабинет " ... " в 1991-1995 годах являлся структурным подразделением колхоза " ... ". Она как зубной врач занималась лечебной деятельностью, в том числе выполняла работу медицинской сестры кабинета, связанную с подготовкой рабочего места, лекарственных препаратов, пломбировочного материала, инструментария, его стерилизации. Она продолжает работать в качестве зубного врача в " ... " с 00.00.00 по настоящее время в том же кабинете и в том же здании ( ... ).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В возражениях на жалобу представитель истца Швалев Н.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя ГУ - УПФ РФ в Параньгинском районе Новокшоновой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Дмитриевой В.И. и ее представителя Швалева Н.И., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Дмитриева В.И. в спорный период с 00.00.00 по 00.00.00 работала в должности зубного врача в колхозе " ... ".
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В спорный период работы истца действовали, в частности, Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятое в соответствии с ним Постановление Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Указанным Списком предусмотрено право на досрочную пенсию врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1).
Кроме того, в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном действовавшим до 1 октября 1993 года Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривалось назначение досрочной пенсии за выслугу лет врачам медсанчастей, здравпунктов, медицинских кабинетов и пунктов, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Пунктом 6 действующих в настоящее время Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила), предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил, работа в должностях, указанных в Списке, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
С учетом приведенного правового регулирования и разъяснений, суд первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств правильно обязал ответчика включить в специальный стаж периода работы в должности зубного врача в колхозе " ... " с 00.00.00 по 00.00.00. Обстоятельство наличия в колхозе " ... " здравпункта, являющегося его структурным подразделением, достоверно установлено в ходе разбирательства дела с приведением в решении соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции безосновательно принял в качестве доказательств наличия в колхозе " " ... " здравпункта, несостоятелен.
Пунктом 3 статьи 13 Закона предусмотрено, что суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы. Таким образом, данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении исключительно характера работы, под которым понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции не устанавливал особенности условий осуществления трудовой функции, поскольку отнесение должности истца к должности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке и ответчиком не оспаривалось. Допросив свидетелей, суд установил не характер работы Дмитриевой В.И., а обстоятельство наличия в колхозе " ... " здравпункта.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно обязал включить в специальный стаж истца период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 00.00.00 по 00.00.00, не влечет отмены постановленного решения. Согласно решению ответчика от 00.00.00 N ... об отказе в установлении пенсии, им отказано в зачете в специальный стаж периода работы в должности зубного врача в колхозе " ... " с 00.00.00 по 00.00.00 в целом по основанию невозможности подтвердить наличие медпункта либо здравпункта в колхозе " ... ". На иные правовые основания, по которым этот период или его часть не подлежат зачету в специальный стаж Дмитриевой В.И., пенсионный орган не ссылался.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу, иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые бы не были предметом исследования суда первой инстанции, не содержат оснований для изменения или отмены по существу правильного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения и дополнительного решения проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Параньгинском районе Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
Н.Г.Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.