Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Киселевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.05.2015 года жалобу заместителя руководителя управления Россельхознадзора по республики "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" на решение Иссинского районного суда Пензенской области от 23.03.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 6-ФЗ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления Россельхознадзора по республики "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" от 10 декабря 2014 года Затеева М.А. привлечена к административной ответственности по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 03.02.2014 N 6-ФЗ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 175639 рублей 80 копеек.
Не соглашаясь с принятым по делу постановлением, Затеева М.А. обратилась в суд с жалобой, считая постановление незаконным.
Суд постановил решение, отменив постановление заместителя руководителя управления Россельхознадзора по республики "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" от 10 декабря 2014 года о привлечении Затеевой М.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратил производство по делу за отсутствием в действиях Затеевой М.А. состава административного правонарушения.
С таким решением судьи не согласилсязаместитель руководителя управления Россельхознадзора по республики "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" считая решение суда незаконным подлежащим отмене и принятии по делу нового судебного акта.
В обоснование жалобы указывает, что факт неиспользования земельных участков Затеевой М.А., предназначенных для сельскохозяйственного назначения, доказан и был установлен в судебном заседании.
Считают, что для привлечения Затеевой М.А. к административной ответственности по части 1.1. статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно неиспользование земельного участка в течение двух лет, а не в течение трех лет.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Россельхознадзора по Республике "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" поддержавшей доводы жалобы, "данные изъяты"., представляющей интересы Затеевой М.А., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи законным и обоснованным.
Из дела усматривается, что вывод судьи проверившего законность и обоснованность постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" от 10 декабря 2014 года основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Затеева М.А. является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. метра, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.02.2012 года "данные изъяты"
02 декабря 2014 года старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Пензенской области "данные изъяты". на основании распоряжения "данные изъяты" от 20.10.2014 года Управления Россельхознадзора по Республике "данные изъяты" и Пензенской области проведена проверка в отношении Затеевой М.А., место осуществления деятельности: "данные изъяты"
В результате проверки установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью "данные изъяты" га, с кадастровыми номерами "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га; "данные изъяты" площадью "данные изъяты" га, принадлежащие Затеевой М.А. на праве собственности, расположенные в границах "данные изъяты" вокруг с. "данные изъяты", не используются для сельскохозяйственного производства, никакие агротехнические мероприятия не производятся, следов сенокошения не выявлено. Участки покрыты плотной травянистой растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет. На всех участках имеются древесно-кустарниковая растительность - поросль березы, сосны, возраст которых составляет 10-12 лет, что ведет к снижению почвенного плодородия. В дальнейшем при раскорчевке механически нарушается верхний плодородный слой почвы. Документы, подтверждающие выполнение Затеевой М.А. обязательных мероприятий по освоению земельных участков и их использование для сельскохозяйственного производства за весь период собственности не представлены.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике "данные изъяты" и Пензенской области в отношении Затеевой М.А. составлен протокол об административном правонарушении от 03.12.2014 N 05-37 по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 10.12.2014 Затеева М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде наложения штраф в размере 175639 рублей 80 копеек.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Основным принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из части 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В указанный срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года (пункт 5 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002).
Срок неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 3 года.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-Ф3 срок такого неиспользования составляет три и более года подряд с момента возникновения права собственности на земельный участок.
По смыслу вышеуказанных положений Закона срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, составляет три года.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Затеевой М.А. состава административного правонарушения, поскольку факт неиспользования земельного участка в течение предшествующих проверке трех лет не доказан, поскольку земельные участки в собственности Затеевой М.А. на момент проверки находились менее трех лет.
При таких обстоятельствах Управлением не представлены доказательства наличия состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, в действиях Затеевой М.А., что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Судьей районного суда были рассмотрены доводы Управления Россельхознадзора по Республики "данные изъяты" и Пензенской области, что для привлечения лица, по части 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно неиспользование земельного участка в течение двух лет, обоснованно признаны несостоятельными, свои выводы судья обосновала и не соглашаться с ними нет оснований.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований для удовлетворения жалобы Управления Россельхознадзора по Республики "данные изъяты" и Пензенской области, считаю доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм законодательства.
Другие доводы жалобы, на законность принятого судьей постановления повлиять не могут.
Доводы автора жалобы направлены на переоценку уже исследованных доказательств по делу, хотя оснований для этого не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение Иссинского районного суда Пензенской области от 23 марта 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Затеевой М.А. оставить - без изменения, жалобу заместителя руководителя управления Россельхознадзора по республики "данные изъяты" и Пензенской области "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья областного суда - П.Г. Попов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.