Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
с участием прокурора Белоусовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-21/15 по заявлению Адамовой Наталии Васильевны о признании недействующим в части распоряжения Министерства культуры Московской области от 2 июля 2008 года N 416-Р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" в сельском поселении Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области"
УСТАНОВИЛ:
Адамова Н.В. обратилась в Московский областной суд с заявлением об оспаривании в части распоряжения Министерства культуры Московской области от 2 июля 2008 года N 416-Р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" в сельском поселении Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области" (далее - Распоряжение от 2 июля 2008 года N 416-Р).
Обосновывая свои требования, Адамова Н.В. указывает, что является собственником земельного участка в сельском поселении Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области с кадастровым номером 50:21:0090212:522 (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использования - для индивидуального жилищного строительства), полностью входящим, согласно оспариваемому Распоряжению, в территорию объекта культурного наследия федерального значения - усадьба "Суханово", что ограничивает ее права собственника данного земельного участка.
Адамова Н.В. полагает, что графическое приложение к оспариваемому нормативному правовому акту, отображающее границы территории объекта культурного наследия, противоречит его описательной части, поскольку согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, границы данного объекта имеют иную конфигурацию, куда ее (заявителя) земельный участок не входит.
Заявитель также полагает, что сведения государственного кадастра недвижимости, по смыслу ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", являются достоверными и подлежат, в данном случае, применению.
Кроме того, по мнению Адамовой Н.В., оспариваемое Распоряжение противоречит Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 267.
Уточнив в ходе судебного разбирательства свои требования, заявитель просит суд признать недействующим со для принятия Распоряжение от 2 июля 2008 года N 416-Р в части графического изображения границы в точках Ж - З Приложения к границе территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" (т. 1 л.д. 3-5, т. 2 л.д. 2).
Представители заявителя - Адамов А.В. и Каплан Е.В. в судебном заседании поддержали требования своего доверителя.
Представители Министерства культуры Московской области Марусов Д.А., Правительства Московской области - Горячева Ю.И., Администрации Ленинского муниципального района Московской области - Шевлякова Л.В. и Администрации сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области - Майборода В.И. требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое Распоряжение от 2 июля 2008 года N 416-Р принято компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права заявителя. В удовлетворении заявления представители заинтересованных лиц просят отказать. Министерство культуры Московской области и Правительство Московской области представили также письменные возражения на заявление (т. 2 л.д. 3-8, 10-12).
Министерство культуры Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу взаимосвязанных положений п.п. 2 п. 1 ст. 9,1 п.п. 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на период принятия оспариваемого нормативного правового акта) (далее Федеральный закон N 73-ФЗ) Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации был передан ряд полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, в том числе установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 того же Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального (областного) значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, объектов культурного наследия федерального значения в Московской области регулирует Закон Московской области от 21 января 2005 года N 26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
Согласно ст. 4 названного Закона Московской области и п. 1, 12 Положению о Министерстве культуры Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30 ноября 2007 года N 912/28 (действовавшим в период принятия оспариваемого нормативного акта) областным органом охраны объектов культурного наследия, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являлся центральный орган государственной власти Московской области специальной компетенции - Министерство культуры Московской области.
Таковым органом Министерство культуры Московской области является и в настоящее время согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 988/52.
Судом установлено, что расположенная в Ленинском районе Московской области усадьба "Суханово" (XIX век) постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включена в Список памятников, подлежащих охране как памятник государственного значения. В силу положений п. 2 Указа Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", ч. 2 ст. 64 Федерального закона N 73-ФЗ усадьба "Суханово" является объектом культурного наследия федерального значения и находится под государственной охраной.
Постановлением Правительства Московской области от 18 мая 2002 года N 188/16, в целях обеспечения охраны земель историко-культурного назначения, был утвержден Перечень памятников истории и культуры, расположенных на территории Московской области и состоящих на государственной охране, для определения границ их территорий как земель историко-культурного назначения, куда была включена и усадьба "Суханово" (п. 275 Перечня).
2 июля 2008 года, в целях сохранения территориальной целостности и неизменности облика объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" в сельском поселении Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области, на основании вышеназванных федеральных и областных нормативных правовых актов, по согласованию с Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия по Центральному федеральному округу от 30 августа 2005 года N 7/1/1-820, распоряжением Министерства культуры Московской области N 416-Р были утверждены граница территории и режим использования территории указанного объекта культурного наследия (т. 1 л.д. 9-12, 82).
Согласно тексту Распоряжения от 2 июля 2008 года N 416-Р (в редакции распоряжения Минкультуры Московской области от 8 февраля 2011 года N 32-Р) граница и режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" определены в составе проекта зон охраны усадьбы "Суханово" Ленинского района Московской области (архивный номер 6076) (т. 2 л.д. 13). В соответствии с текстовой частью Распоряжения граница территории объекта культурного наследия между точками "Ж" и "З" проходит по западной границе земельного отвода подсобного хозяйства Дома творчества "Суханово" до пересечения с Расторгуевским шоссе (л.д.14). Графическое отображение границ территории объекта культурного наследия, оспариваемое заявителем, является приложением к Распоряжению (т. 1 л.д. 12). Официально данное распоряжение было опубликовано 23 апреля 2011 года в издании "Ежедневные новости. Подмосковье" N 70.
Как следует из материалов дела, проект зон охраны усадьбы "Суханово" разработан в 2003 года ООО "Товарищество рестовраторов", Институтом "Спецпроектрестоврация" и получил все необходимые согласования (т. 1 л.д. 78 -163).
В материалах данного проекта имеется несколько графических изображений границы территории объекта культурного наследия (в том числе основной чертеж зон охраны с описанием границы зон охраны, включая территорию памятника), где отмечены земли постороннего пользования - Юго-восточный спецлесхоз, Бутовское лесничество, дом лесника, Подольское ДРСУ. Земельный участок, в настоящее время принадлежащий заявителю, в данном проекте как самостоятельный объект землепользования, не отражен.
С учетом необходимости выделения указанных сторонних пользователей, оспариваемым Распоряжением Минкультуры Московской области был утвержден основной чертеж границы объекта культурного наследия (т. 1 л.д. 162).
Суд, проанализировав вышеназванные федеральные и областные нормативные правовые акты, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что оспариваемое Распоряжением от 2 июля 2008 года N 416-р принято компетентным органом, не противоречит законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действовавшим на период принятия распоряжения и в настоящее время.
Доводы заявителя о том, что графическое приложение Распоряжения противоречит его описательной части суд находит несостоятельным.
Как следует из текста Распоряжения от 2 июля 2008 года N 416-р (в редакции распоряжения Минкультуры МО от 8 февраля 2011 года N 32-Р) данным Распоряжением утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения усадьба "Суханово", определенные в составе проекта зон охраны данного памятника (основной чертеж) и именно эти границы описаны в текстовой части нормативного акта и точно воспроизведены в его оспариваемой графической части. Какие-либо иные границы данным Распоряжением не утверждались.
Судом также установлено, что при постановке на кадастровый учет и согласовании в натуре в мае 2008 года границ земельного участка, с кадастровым номером 50:21:0090212:391, находящегося в пользовании Государственного предприятия "Историко-культурный центр "Суханово" была почти на 5 га (по сравнению с площадью указанной в свидетельстве о государственной регистрации права) уменьшена площадь данного участка, а также изменены его границы, в результате чего земельный участок заявителя (по сведениям, содержащимся в ГКН) оказался за пределами территории объекта культурного наследия. Указанные обстоятельства подтверждаются копией кадастрового дела данного земельного участка и письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17 марта 2015 года (т. 3 л.д. 255 - 311, 126-128).
Однако данные обстоятельства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого Распоряжения. Отсутствие в ГКН сведений о нахождении земельного участка заявителя в границах территории памятника не означает, что данный участок там не находится, поскольку в компетенцию органа кадастрового учета не входит установление границ объекта культурного наследия.
То обстоятельство, что земельный участок заявителя не входит в границы какого-либо населенного пункта и полностью налагается на территорию объекта культурного наследия подтверждается также выкопировкой из генерального плана сельского поселения Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области (т. 3 л.д.173-176).
Утверждение заявителя о том, что оспариваемое Распоряжение Министерства культуры Московской области противоречит Порядку описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 июня 2011 года N 267 является необоснованным, поскольку в период принятия оспариваемого нормативного правового акта такой порядок отсутствовал.
Не может суд принять во внимание и ссылку представителей заявителя, в обоснование своих требований, на мнение специалистов Центра экспертизы и контроля объектов наследия и культурных ценностей, оформленное в виде консультативного заключения, поскольку подобное заключение, в силу положений ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является доказательством (т. 3 л.д. 125).
Довод представителей заявителя о том, что принадлежащий их доверителю земельный участок существует как ранее учтенный с 1993 года и его номер внесен в ГКН 15 октября 1993 года, то есть до разработки проекта зон охраны усадьбы "Суханово", также является несостоятельным.
Как следует из письменного сообщения УМВД России по Ленинскому району Московской области, в производстве СУ УМВД России по Ленинскому району Московской области имеется уголовное дело N 111417, возбужденное 17 августа 2014 года по ст. 159 ч. 3 УК РФ в отношении неустановленных лиц. В ходе проведенного расследования было установлено, что администрацией Ленинского района решение о предоставлении гражданам в собственность либо аренду земельного участка с кадастровым номером 50:212:0090202:522 (в настоящее время принадлежащего заявителю) никогда не принималось, свидетельство о праве собственности на данный земельный участок его первоначальному собственнику Самсонову В.К. не выдавалось, сам Самсонов В.К. утверждает, что собственником данного участка никогда не являлся (т. 3 л.д. 177-178). Указанные обстоятельства подтверждаются также материалами уголовного дела N 111417, которые суд обозревал в ходе судебного заседания.
Из материалов кадастрового дела N 50:212:0090202:522 усматривается, что постановка на кадастровый учет земельного участка заявителя была осуществлена в 2012 году, то есть после принятия оспариваемого Распоряжения Министерства культуры Московской области (т. 3 л.д. 181-254).
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Адамовой Н.В.
Руководствуясь ст. 198 - 194, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Адамовой Наталии Васильевны о признании недействующим в части распоряжения Министерства культуры Московской области от 2 июля 2008 года N 416-Р "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения - усадьбы "Суханово" в сельском поселении Булатниковское Ленинского муниципального района Московской области" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.