Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2015 г. апелляционную жалобу Герасимовской Оксаны Павловны на решение Нарофоминского городского суда Московской области от 15 апреля 2015 г. по делу по заявлению Герасимовской Оксаны Павловны о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. и 2013 г., об обязании принять решение о перерасчете земельного налога за 2013 г., о признании недействительным требования N "данные изъяты",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск - Мальцева С.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Герасимовская О.П. обратилась в суд с заявлением, в котором (с учетом уточнения требований на л.д.94-95) просила признать незаконными действия МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. и 2013 г. по налоговому уведомлению N "данные изъяты" за принадлежащие ей земельные участки NN "данные изъяты" в д. "данные изъяты", обязать МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск принять решение о перерасчете земельного налога за 2013 г., а также признать недействительным требование N 388695.
В обоснование заявления Герасимовская О.П. указала, что ей принадлежат на праве собственности земельные участки NN "данные изъяты", с кадастровыми номерами "данные изъяты" соответственно, расположенные по вышеуказанному адресу, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В июле 2013 г. она получила налоговое уведомление N "данные изъяты" с требованием об уплате налога на землю за 2012 г. в размере "данные изъяты" рублей Указанная сумма налога ей была уплачена полностью.
Однако в июле 2014 г. МРИ ФНС России по Московской области направило ей налоговое уведомление N "данные изъяты" с требованием об уплате налога на землю, в том числе за 2012 г., 2013 г. С данным требованием она не согласилась. После неоднократных обращений ей были присланы новые требования, с которыми она также была не согласна. Она добровольно уплатила налог за 2013 г. в сумме "данные изъяты" рублей, однако в части налога за землю за налоговый период 2012 г. оплачивать отказалась.
На ее обращение от 24 ноября 2014 г. о перерасчете указанного налога за 2012 г. и 2013 г. МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск ответила отказом, указав, что информационный ресурс относительно кадастровой стоимости, из которой складывается сумма налога на землю за 2012 г. и 2013 г. основан на сведениях ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Расчет земельного налога с учетом новых данных о кадастровой стоимости заявитель считала незаконным, просила сделать перерасчет налога за 2012 г. и 2013 г. и признать незаконным налоговое требование N "данные изъяты".
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Герасимовская О.П. уточненные требования поддержала.
Представитель МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск Мальцев С.Ю. заявленные требования не признал, пояснив, что первоначально налог был рассчитан из имеющейся кадастровой стоимости, а в 2014 г. из кадастровой палаты пришли уточненные сведения о кадастровой стоимости за 2012 г., поэтому налог за 2012 г. и 2013 г. был рассчитан исходя из новой кадастровой стоимости. Указывал, что перерасчет был произведен за предыдущие налоговые периоды за три года, как это предусмотрено статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела было извещено.
Решением Нарофоминского городского суда Московской области от 15 апреля 2015 г. заявление Герасимовской О.П. удовлетворено частично. Требования Герасимовской Оксаны Павловны о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. по налоговому уведомлению N "данные изъяты" удовлетворены. В удовлетворении требований о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2013 г., об обязании принять решение о перерасчете земельного налога за 2013 г., а также о признании недействительным требования N "данные изъяты", было отказано.
В апелляционной жалобе МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск просит об отмене решения суда в части удовлетворения требований Герасимовской О.П. о признании незаконным перерасчета земельного налога за 2012 г.
Представитель МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск Мальцев С.Ю. в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, были извещен в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167 и 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о слушании дела в установленном порядке.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о взыскании налога с физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом.
К местным налогам относится, в том числе земельный налог (подпункт 1 статьи 15 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 указанного Кодекса земельный налог устанавливается этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 названного Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Совета депутатов г.п. Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 29 июля 2008 г. N 7/36 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городское поселение Калининец" (по состоянию на 01 января 2012 г.) в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, установлена налоговая ставка в размере 0,2 процента.
Д. Юшково входит в состав г.п. Калининец, что следует из статьи 3 Устава г.п. Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области".
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Герасимовская О.П. являлась, в том числе в 2012 г., собственником земельных участков NN "данные изъяты" в "данные изъяты", с кадастровыми номерами "данные изъяты" соответственно, общей площадью: 600 кв.м, 1200 кв.м., 600 кв.м, 2400 кв.м соответственно, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.13,16,18,20,22).
11 июня 2013 г. МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск составило налоговое уведомление N "данные изъяты", в котором указало, на необходимость уплатить Герасимовской О.П. земельный налог за 2012 г. за земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб., "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб., "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб., на общую сумму "данные изъяты" руб. (л.д.29,71). Срок оплаты определен до 05 ноября 2013 г.
Земельный налог за 2012 г. был уплачен Герасимовской О.П. в указанном размере в установленный в уведомлении срок, что не оспаривалось представителем МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск.
20 мая 2014 г. МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск составило налоговое уведомление N "данные изъяты", о перерасчете земельного налога за 2012 г. и об исчислении земельного налога за 2013 г. в размере "данные изъяты" рублей. Срок уплаты определен Герасимовской О.П. до 05 ноября 2014 г. (л.д.28,75).
В уточненном налоговом уведомлении N "данные изъяты" по состоянию на 22 сентября 2014 г. МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск указало на необходимость доплаты земельного налога за 2012 г. и об исчислении земельного налога за 2013 г. в размере "данные изъяты" рублей. Срок уплаты указан - до 05 ноября 2014 г. (л.д.23,69).
27 ноября 2014 г. Герасимовской О.П. было выставлено налоговое требование N "данные изъяты", в котором указывалось на имеющуюся у нее недоимку по земельному налогу в размере "данные изъяты" рублей, которую предлагалось погасить до 06 января 2015 г. (л.д.31).
Согласно сведениям из МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск перерасчет был связан с поступлением из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области 28 января 2014 г. уточненных данных в отношении кадастровой стоимости земельных участков, установленной с 01 января 2012 г. на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ (л.д.35-38, 49-52, 90-91).
Во внесудебном порядке в перерасчете земельного налога было отказано (л.д.32-38).
Признавая незаконным доначисление земельного налога за 2012 г. с учетом уточненной кадастровой стоимости земельных участков, суд исходил из того, что в силу требований статей 5 и 391 НК РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных, в том числе в постановлении от 02 июля 2013 г. N 17-П, результаты государственной кадастровой оценки земель и внесенные изменения в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Полномочия по кадастровому учету недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости на территории Московской области осуществляет филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области.
Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316. Согласно этим Правилам организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (пункт 12).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
Указанное распоряжение было опубликовано 30 ноября 2011 г. и в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ могло применяться не ранее 01 января 2012 г.
Применение этого распоряжения после 01 января 2012 г. не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02 июля 2013 г. N 17-П.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается Герасимовской О.П., что в налоговом уведомлении N "данные изъяты" сумма земельного налога за 2012 г. исчислена исходя из уточненной кадастровой стоимости принадлежащих Герасимовской О.П. земельных участков, определенной на основании указанного распоряжения.
С учетом того, что в силу пункта 4 статьи 391 НК РФ налоговая база для физических лиц - плательщиков земельного налога, определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами кадастрового учета, и в налоговый орган в 2014 г. были представлены уточненные сведения об установленной с 2012 г. кадастровой стоимости принадлежащих Герасимовской О.П. земельных участков, а также принимая во внимание соблюдение предусмотренного пунктом 4 статьи 397 НК РФ условия о направлении налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, судебная коллегия приходит к выводу, что действия налогового органа по перерасчету в 2014 г. земельного налога за 2012 г. исходя из уточненной кадастровой стоимости земельных участков за 2012 г. являются правомерными.
Каких-либо сведений о том, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ признавалось недействующим с даты его принятия, материалы дела не содержат.
Правомерность действий органов кадастрового учета, связанных с внесением изменений в кадастр недвижимости и направлением сведений в налоговый орган, не относится к предмету рассмотрения по данному делу.
Полномочиями по утверждению либо изменению кадастровой стоимости земельных участков, а также по рассмотрению споров об этой стоимости налоговые органы не обладают.
При таких обстоятельствах требования Герасимовской О.П. о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. по налоговому уведомлению N "данные изъяты" не подлежали удовлетворению.
То обстоятельство, что на дату перерасчета в 2014 г. земельный налог был уплачен Герасимовской О.П. исходя из ранее выставленного ей в 2013 г. уведомления, само по себе не свидетельствует о незаконности последующего перерасчета налога налоговым органом, поскольку такая оплата указывает на частичную уплату заявителем земельного налога и не освобождает ее от обязанности уплаты налога в оставшемся размере.
На основании изложенного, решение суда в части признания незаконными действий налогового органа по перерасчету земельного налога за 2012 г. подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нарофоминского городского суда Московской области от 15 апреля 2015 г. отменить в части удовлетворения требований Герасимовской Оксаны Павловны о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. по налоговому уведомлению N "данные изъяты" по земельным участкам: участок N "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; участок N "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; участок N "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты"; участок N "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты", расположенным по адресу: "данные изъяты". Постановить в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований Герасимовской Оксаны Павловны о признании незаконными действий МРИ ФНС России по г. Наро-Фоминск о перерасчете земельного налога за 2012 г. - отказать.
В остальной части решение Нарофоминского городского суда Московской области от 15 апреля 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.