Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Рыбаловой О.А.
при секретаре Даньковой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.О.Е. об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277 утверждено Положение о порядке формирования годовых жилищных планов (далее - Положение), опубликованное в газете "Невское время" N 217 24.11.2006 и внесенное в Реестр нормативных правовых актов 16.11.2006 года.
В пункте 1 Положения установлен перечень сведений, исходя из которых на основании сведений о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, ежемесячно предоставляемых администрациями районов Санкт-Петербурга, Жилищный комитет ежегодно в течение 30 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год формирует и утверждает годовой жилищный план.
В абзаце 7 пункта 1 Положения установлено, что при этом Жилищный комитет Санкт-Петербурга исходит также из утвержденного Жилищным комитетом соотношения количества жилых помещений, предоставляемых в соответствующем году по договорам социального найма гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях.
Е.О.Е. обратилась в суд с заявлением, после уточнения которого, просит признать недействующими с 08.02.2012 года положения "количества" абзаца 7 пункта 1 Положения в той мере, в какой количество жилых помещений представляется не менее количества семей относительно предоставляемых жилых помещений, и в той мере, в какой количество запланированных жилых помещений представляется не менее принципа предоставления одной семье из Годового жилищного плана Санкт-Петербурга запланированного в качестве одного жилого помещения (л.д. N ... ).
Заявитель полагает оспариваемые положения противоречащими статье 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, имеется неопределенность в вопросе наличия полномочий у Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, устанавливать, что Жилищный комитет Санкт-Петербурга в Годовом жилищном плане Санкт-Петербурга исходит из количества жилых помещений, при этом количество жилых помещений может быть менее количества семей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с планом. Оспаривая указанные положения, заявитель полагает нарушенными свои права на законный характер осуществления права на предоставление жилого помещения.
Представитель заявителя Г.В.И. в суд явился, на удовлетворении требований настаивал.
Представители Губернатора Санкт-Петербурга Р.О.В., П.В.А. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемая норма принята в пределах компетенции органа государственной власти Санкт-Петербурга, не содержит неопределенности и не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 части 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998 года, также установлено, что вопросы, регулирующие жилищные отношения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. В частности, в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в названной области относятся, помимо полномочий, указанных в пунктах 1-8.2, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из преамбулы оспариваемого в части нормативного правового акта, он принят в целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
Статьей 16 указанного Закона Санкт-Петербурга установлены общие положения планирования обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище.
В части 1 указанной статьи определено, что с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году. Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.
Частью 2 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга закреплено, что порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга, установив в соответствии с указанным полномочием порядок формирования годовых жилищных планов Санкт-Петербурга, урегулировало организационные вопросы планирования обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище.
Урегулированные оспариваемым Положением вопросы непосредственно федеральным законодательством не регламентированы и к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления не отнесены, в связи с чем в соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть урегулированы актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который вправе распоряжаться принадлежащим ему жилищным фондом, и соответственно планировать свою деятельность.
Кроме того, следует учитывать, что статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены также государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации и осуществление контроля за использованием жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, следует признать, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации статьями 12-14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку Санкт-Петербург вправе устанавливать собственное правовое регулирование правоотношений в указанной области, доводы заявителя о наличии неопределенности в том вправе ли Санкт-Петербург определять, что Жилищный комитет Санкт-Петербурга в годовом жилищном плане Санкт-Петербурга исходит из количества жилых помещений, не могут быть признаны обоснованными.
Следует также учитывать, что критерий, указанный в оспариваемой части нормы, не является единственным обстоятельством, которое Жилищный комитет Санкт-Петербурга должен принимать во внимание при формировании годового жилищного плана. Так, согласно пункту 1 Положения Жилищный комитет Санкт-Петербурга кроме зафиксированных в абзаце 7 положений, должен также при формировании годового жилищного плана исходить из объемов финансирования, предусмотренных законом о бюджете Санкт-Петербурга на долевое участие в строительстве и(или) приобретение жилых помещений в государственную собственность Санкт-Петербурга для предоставления гражданам по договорам социального найма и оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан; объемов финансирования, предусмотренных законами Санкт-Петербурга о целевых программах Санкт-Петербурга, направленных на оказание содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан; количества и размера общей площади свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга жилых помещений; количества и размера общей площади построенного и вводимого в эксплуатацию жилья; общего количества и категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или на учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Доводы заявителя о наличии неопределенности слова "количества" оспариваемой нормы также не могут быть приняты судом, поскольку заявителем не представлено каких-либо доказательств и обоснований неоднозначности толкования указанного слова.
Кроме того, следует принять во внимание, что оспариваемая норма содержится в пункте 1 Положения, который не определяет сведения, подлежащие отражению в годовом жилищном плане, а устанавливает перечень сведений, которые должен принимать во внимание Жилищный комитет при формировании годового жилищного плана на соответствующий год, в связи с чем доводы заявителя о неопределенности оспариваемого слова в вопросе о том, может ли количество жилых помещений быть менее количества семей, для которых годовым жилищным планом предусматривается предоставление жилых помещений, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Е.О.Е. в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 N 1277 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.