Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Нюхтилиной А.В.
судей
Рогачева И.А., Вологдиной Т.И.
при секретаре
Мироновой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 мая 2015 года гражданское дело N2-1249/2015 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2015 года по иску Крюковой Н.А. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителя истца Крюковой Н.А. - Бодренко Ю.А. (доверенность N78 АА 6768178 от 2.10.2014 года сроком на один год), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2015 года администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязана предоставить Крюковой Н.А. во внеочередном порядке отдельное, пригодное для проживания жилое помещение в Санкт-Петербурге по договору социального найма по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит решение суда от 20 января 2015 года отменить и принять новое решение, отказав Крюковой Н.А. в удовлетворении заявления.
Ответчик администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга, третье лицо Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин не сообщили. На основании ч.3, 4 ст. 167, ч.1,2 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что Крюкова Н.А. зарегистрирована в двух комнатах " ... " кв.м. и " ... " кв.м. в квартире коридорного типа, расположенной по адресу: "адрес" общей площадью " ... " кв.м., состоит из " ... " комнат, жилой площадью " ... " кв.м., кухня площадью " ... " кв.м., места общего пользования без кухни " ... "70 кв.м.
Согласно справке о регистрации по форме 9 в указанных комнатах зарегистрированы Крюкова Н.А. с "дата", Б.М.С. с "дата", Б.К.С. с "дата", К.Е.С. с "дата", К.О.С. с "дата", К.Н.Н. с "дата", Д.К.М. с "дата", всего 7 человек (л.д. 10).
С "дата" Крюкова Н.А. с семьей из 5 человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Распоряжением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга N648-р от 10.07.2014 года Крюкова Н.А. была переведена на льготную категорию учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях -хронические больные, в том числе хронические больные подлежащие обеспечению по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 27).
Согласно справке N495-Ж от 22.05.2014 года Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения
"Психоневрологический диспансер Фрунзенского района", на основании освидетельствования Крюковой Н.А, медицинских документов, комиссией установлено, что истец страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (л.д. 26).
Крюкова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения, из ответа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от "дата" усматривается, что право истца на внеочередное предоставление жилой площади как страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, учтено. Вопрос обеспечения ее семьи жилым помещением государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договору социального найма будет рассмотрен "дата" (л.д. 9).
Крюкова Н.А. обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке отдельное жилое помещение в Санкт-Петербурге по норме предоставления с учетом ее права на большую площадь согласно п. 2 ст. 58 ЖК РФ. В обоснование исковых требований Крюкова Н.А. указала, что в соответствии с распоряжением главы администрации Фрунзенского района она состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом льготы инвалид, хронический больной, подлежащий обеспечению жильем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Данная льгота в соответствии с прямым указанием п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагает обеспечение семьи жилым помещением во внеочередном порядке, незамедлительно по факту возникновения субъективного права. Однако после принятия истца на учет нуждающихся, с учетом данной льготы, администрацией района никакого жилого помещения предоставлено не было. Администрация письмом от "дата" N ... сообщила истцу об обеспечении ее жилым помещением только в "дата".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 51,52 57 ЖК РФ, Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2007 г. N17-рп "О реализации пункта 4 части 1 статьи 51 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ", на основании объяснений лиц, участвующих в деле, тщательного анализа представленных документов, признал установленным факт нарушения ответчиком администрацией Фрунзенского района Санкт-Петербурга права истца Крюковой Н.А. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, учитывая наличие для этого оснований как в силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так и с учетом соблюдения требований распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2007 г. N17-рп "О реализации пункта 4 части 1 статьи 51 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ", в связи с чем счел заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Статья 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (Определение Верховного Суда РФ от 11.09.2012 г. по делу N8-КГ12-1).
Согласно п. 3.4.20 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" администрация района обладает полномочиями в установленном порядке предоставлять гражданам жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.
Отсутствие у администрации по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Поскольку истец Крюкова Н.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, у администрации в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таком положении, поскольку истец, имеющий право на внеочередное обеспечение жилой площадью, не обеспечен жилой площадью вне очереди, его право на внеочередное обеспечение жилой площадью следует признать нарушенным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии утвержденного списка хронических больных, которым выданы соответствующие справки в период с "дата" до "дата", не могут служить основанием к ограничению указанного права Крюковой Н.А. на получение во внеочередном порядке отдельное, пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга выраженную ею в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.