судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Аполлоновой ... к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Правобережного филиала N 3 (г. Красноярск) о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Аполлоновой Л.А.
на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 апреля 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Аполлоновой ... к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Правобережного филиала N 3 (г. Красноярск) о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аполлонова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 3 (Правобережный) о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации - ортопедическую обувь, недополученные памперсы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что на протяжении многих лет получает средства технических реабилитации - спецобувь, памперсы, направление на изготовление и получение ортопедической обуви за 2014 г. она получила только в ноябре 2014 г., после неоднократного обращения к ответчику, который свой отказ в выдаче направления мотивировал отсутствием денежных средств. При этом истица указывает, что ей привезли в феврале 2015 г. уже готовую обувь, которую она была вынуждена принять, но поскольку обмер ног не производили, то обувь ей не очень подходила, является некачественной, в связи, с чем она вынужденно приобрела за свой счет летнюю обувь и весенние сапоги.
Кроме того указывает, что в 2014 г. ей были выданы дважды - 23.06.2014 г. и 18.09.2014 г. по 180 штук памперсы и не были выданы памперсы в 2015 г.
В связи с чем, истица просила обязать ответчика выплатить денежную компенсацию за две пары обуви и недополученные памперсы в количестве 360 штук, компенсацию морального вреда - 2000 рублей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Аполлонова Л.А. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав Аполлонову Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ГУ КРО ФСС РФ по доверенности N 105 от 01.01.2015 г. - Маташкову Л.А., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Абзац 1 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ предусматривает разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида, которая включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно абзацу 3 статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сами инвалиды либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статьей 11.1 Закона 181-ФЗ установлено, что порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
В соответствии с п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 240 от 07.04.2008 года, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану), либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за свой счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) или услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденный приказом N 57н от 31.01.2011 г.
Согласно п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2011 года N 57н компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации или оплатил услугу за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Аполлонова Л.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ N 6516997.Согласно индивидуальной программы реабилитации N 421 от 10.03.2010 г. Аполлонова Л.А. нуждается в медикаментозной терапии для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности, наблюдение ортопеда, невролога, спецлечение по показаниям, лечебной физкультуре, дозированной ходьбе, в предоставлении технических средств реабилитации в виде памперсов в количестве 60 штук в месяц, обуви ортопедической две пары на год: холодная и утепленная.
Обращаясь с настоящим иском в суд истица указала, что в 2014 г. она не была обеспечена ответчиком средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой в полном объеме, а именно ортопедической обувью (две пары) и памперсами в количестве 360 штук, она была вынуждена приобрести вышеуказанные средства реабилитации за свой счет, в связи с чем, просила взыскать с ответчика компенсацию за приобретенные средства реабилитации.
Разрешая исковые требования Аполлоновой Л.А., суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего достоверного подтверждения доводы истицы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести истице выплату денежных средств за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в виде ортопедической обуви и памперсов.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Судом достоверно установлено, что 26.11.2014 г., на основании заявления Аполлоновой Л.А. ответчиком выдано направление N 8266 от 13.01.2015 г. в ФГУП "Красноярское протезно-ортопедическое предприятие "Министерства труда и социальной защиты" для изготовления и получения ортопедической обуви (2 пары), действительное до 31.12.2014 г.
Из справки ФГУП "Красноярское ПрОП" Минтруда России следует, что Аполлонова Л.А. обращалась на Красноярское протезно-ортопедическое предприятие для заказа и получения ортопедической обуви, обувь была заказана 21.01.2015 г., выдана 02.02.2015 г. по направлению ФССС N 8266 от 13.01.2015 г. - дубликата, выданного по заявлению от 26.11.2014 г.
В ходе рассмотрения дела представитель третьего лица ФГУП "Красноярское ПрОП" Минтруда России Радкевич П.И. подтвердил, что обувь истице изготовлена по направлению ответчика за 2014 г. и выдана ей, что не отрицалось истицей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по обеспечению истицы ортопедической обувью в количестве двух пар за 2014 г. и отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности выплатить истцу денежную компенсацию за 2 пары обуви, приобретенных за счет собственных средств истца.
Доводы Аполлоновой Л.А. о том, что ей была выданная обувь ненадлежащего качества, в связи с чем ей пришлось приобретать обувь за свой счет, не может являться основанием для отмены решения суда, так как доказательств того, что данная обувь была некачественной не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований Аполлоновой Л.А. о взыскании стоимости 360 памперсов, суд правомерно исходил из следующего.
Как следует из индивидуальной программы реабилитации в перечне технических средств реабилитации истицы предусмотрены АБ/белье: памперсы для взрослых N 2 в количестве 60 штук ежемесячно, следовательно в 2014 г. истица должна быть обеспечена памперсами в общем количестве 720 шт. ( 60шт. Х12 мес.).
Согласно представленным в материалы дела актам сдачи приемки изделий N N от 07.04.2014г., N N от 23.06.2014г., N N 18.09.2014 г. получателем Аполлоновой Л.А получены подгузники СЕНИ 3 шт. в комплектности по 180 шт. по каждому акту, в общем количестве 540 шт., что подтверждается собственноручной подписью Аполлоновой Л.А. в актах, а также расчетом ответчика. Следовательно, истицей в 2014 г. недополучено 180 шт. памперсов.
В соответствии с п. 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет.
Вместе с тем, учитывая, отсутствие доказательств обращения истицы в ФСС с заявлением о выплате компенсации за приобретенные памперсы в количестве 180 шт. за счет собственных средств, а также не представление истицей в материалы дела доказательств, подтверждающих фактическое несение расходов по самостоятельному приобретению памперсов в количестве 180 шт., суд правомерно оставил исковые требования в данной части без удовлетворения.
Судебная коллегия также находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, доказательств того, что действиями ответчика были нарушены личные неимущественные права истицы, либо другие нематериальные блага, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда ввиду того, что истица в 2015 г. не может получить направление на изготовление обуви, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, так как защита права на будущее время не допускается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 15 апреля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аполлоновой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.