Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Шевченко Г.М.
и судей Обуховой С.Г., Черниковой О.Ф.
при секретаре Медведевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе Кайгородцева В.В., действующего в интересах Кайгородцева В.И., на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 февраля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кайгородцева В.В. в интересах Кайгородцева В.В. отказать.
Заслушав доклад судьи Шевченко Г.М., представителя администрации города Кирова Аронсона М.И., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кайгородцев В.В. в интересах Кайгородцева В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Киров", МУП "Расчетно-информационный центр", Управлению социальной защиты населения г. Кирова о взыскании компенсации за оплаченные коммунальные услуги, оплаченных пени, отмене всех последующих пени, перерасчете платы, компенсации морального вреда, указал, что "дата" Кайгородцев В.И. был зарегистрирован в квартире по адресу: "адрес", он является инвалидом ... группы, ему предоставлено право на получение компенсации при оплате жилищно-коммунальных услуг. После регистрации по месту жительства Кайгородцев В.И. обратился в участок N N МУП "РИЦ", где ему было отказано в запросе сведений о наличии у него льгот из участка N N МУП "РИЦ", в связи с чем, Кайгородцеву В.И. пришлось вновь предоставлять сведения о наличии у него права на получение компенсационных выплат. Кайгородцев В.И. полностью вносил плату за жилищно-коммунальные услуги за "дата" год, при этом компенсационные выплаты не были начислены и выплачены. Кайгородцевым В.И. неоднократно направлялись претензии, однако компенсационные выплаты не были произведены. В дальнейшем, как указано в ответах МУП "РИЦ", отказ в выплате компенсаций был обусловлен наличием задолженности. Заявитель полагает, что пени также начислены незаконно. В связи с нарушением прав заявителя МУП "РИЦ" истец обращался в администрацию г. Кирова, полагая, что администрация г. Кирова обязана контролировать деятельность указанных структур. После чего, в феврале "дата", заявителю была выплачена компенсация за "дата" года. В дальнейшем компенсационных выплат не было, в связи с чем, заявитель перестал вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. Считает, что общая сумма ущерба, причиненная истцу в связи с оплатой им начисленных пени, составила ... коп. В результате отсутствия своевременного начисления компенсационных выплат, а также в результате неоднократных обращений с заявлениями Кайгородцеву В.И. причинен моральный вред. Просил обязать ответчиков начислить Кайгородцеву В.И. в полном объеме компенсацию за оплаченные им жилищно-коммунальные услуги за период с "дата" года по "дата" года; выплатить начисленную компенсацию; предоставить Кайгородцеву В.И. исправленные счет - квитанции, начиная с "дата" года по момент вступления в силу решения суда с исключением из них ранее незаконно начисленных пени; возвратить Кайгородцеву В.И. оплаченные пени за период с "дата" года в размере ... коп.; предоставить Кайгородцеву В.И. девятимесячный срок для погашения имеющейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги; произвести перерасчет платы за ЖКУ за период с "дата" по "дата"; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Позднее Кайгородцев В.В. направил уточнение исковых требований. В принятии к рассмотрению части требований, содержащихся в заявлении об уточнении и дополнении исковых требований, определением суда от "дата" отказано. С учетом уточненных исковых требований просил дополнительно к ранее заявленным требованиям обязать МУП "РИЦ" г. Кирова незамедлительно предоставить Кайгородцеву В.И. надлежащие счет -квитанции за период с "дата" (за весь период их последующего взаимодействия) и по момент вынесения решения суда по каждому конкретному месяцу в отдельности; исключить из всех счет - квитанций, предоставлявшихся и предоставляемых потребителю Кайгородцеву В.И. начисленные пени с "дата" по момент вступления в законную силу решения суда; признать счет - квитанции, ежемесячно предоставлявшиеся МУП "РИЦ" г. Кирова за период с "дата" и по момент вынесения решения суда ничтожными и недействительными, абсолютную правомерность неоплаты потребителем жилищно-коммунальных услуг.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе Кайгородцев В.В. просит решение отменить, указывает, что в нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, не был ознакомлен судом с отзывами ответчиков, ссылаясь на нормы законодательства о защите прав потребителей, считает, что МУП РИЦ ненадлежащим образом оказывало услуги по начислению Кайгородцеву В.И. льгот по оплате коммунальных платежей, указывает на отсутствие возможности ознакомления с произведенным МУП РИЦ расчетом коммунальных платежей и компенсационных выплат, считает, что в связи с неправильным произведением начисления платы за коммунальные услуги, все квитанции по оплате коммунальных услуг с "дата" года по дату вынесения оспариваемого судебного решения должны быть признаны недействительными, считает, что в п. 13 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на который ссылается суд, нет упоминания об обязательной явке именно законного представителя и об обязательном представлении на бумажном или ином носителе заявления в соцзащиту, считает, что достаточно было известить данное учреждение по телефону, п. 2-1. указанного Порядка введен в действие "дата", обратной силы не имеет и не распространяется на отношения, возникшие до этого периода.
В возражении на апелляционную жалобу КОГКУ "УСЗН в г. Кирове", полагая решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права, соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Как видно из материалов дела, Кайгородцев В.И., "дата" года рождения, является собственником 12/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу "адрес"
Согласно паспортным данным (л.д. 76), по адресу: "адрес", Кайгородцев В.И. зарегистрирован с "дата" года.
Согласно справке МСЭ- "дата" N N "дата" Кайгородцев В.И. имеет вторую группу инвалидности (бессрочно).
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от "дата" Кайгородцев В.И. признан недееспособным. Постановлением главы администрации г. Кирова от "дата" опекуном над недееспособным Кайгородцевым В.И. назначен Кайгородцев В.В.
Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, Кайгородцев В.В., действуя в интересах Кайгородцева В.И., указал о нарушении ответчиками права Кайгородцева В.И. на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и незаконном начислении штрафных санкций в виде пени в предоставляемых на оплату платежных документах.
Как следует из содержания ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Российская Федерация в соответствии со статьей 28.2 названного Закона передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/254, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с указанным Порядком (в редакции, действовавшей на момент регистрации Кайгородцева В.И. в квартире по "адрес" компенсация расходов на ЖКУ выплачивается гражданам по постоянному согласно регистрации месту жительства в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Кировской области (п. 2).
Документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, могут быть представлены как в подлинниках, так и в копиях с предъявлением оригинала для обозрения. Копии документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, заверяются лицом, принимающим документы (п. 3).
В соответствии с заключенными договорами между органами социальной защиты населения и поставщиками жилищно-коммунальных услуг, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и (или) управляющими компаниями (далее - поставщики услуг) последние ежемесячно, в установленный договором срок, формируют реестры лиц, которым начислена компенсация расходов на ЖКУ (далее - реестры), по прилагаемой форме и представляют реестры в органы социальной защиты населения на бумажном и (или) магнитном носителях в едином формате (п. 4).
Размер компенсации расходов на ЖКУ определяется поставщиками услуг с учетом фактически начисленных платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за истекший месяц и установленного законодательством объема мер социальной поддержки по оплате ЖКУ для соответствующей категории граждан (п. 5).
7. Выплата гражданам компенсации расходов на ЖКУ производится органами социальной защиты населения по постоянному согласно регистрации месту жительства гражданина на основании реестров, представленных поставщиками услуг (п. 7).
Выплата компенсации расходов на ЖКУ осуществляется органами социальной защиты населения на основании заявления гражданина о предоставлении мер социальной поддержки по оплате ЖКУ с указанием способа ее доставки - либо на счет гражданина, открытый в кредитно-финансовом учреждении, либо в отделение федеральной почтовой связи (далее - доставка) - и представленных документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (п. 9).
Органы социальной защиты населения формируют в течение десяти рабочих дней со дня обращения гражданина с заявлением и документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, базу данных и в соответствии с реестрами, представленными поставщиками услуг, в течение календарного месяца, но не позднее 27 числа месяца, предшествующего месяцу осуществления выплаты, формируют документы на выплату компенсации расходов на ЖКУ (п. 9).
При подаче заявлений о начислении компенсации расходов на ЖКУ и о предоставлении мер социальной поддержки по оплате ЖКУ гражданин либо его представитель (законный представитель) предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (п. 10).
В случае изменения состава семьи, площади занимаемого помещения, основания предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, обнаружения недостоверности сведений в представленных документах либо наступления иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления компенсации расходов на ЖКУ, граждане обязаны известить об этом поставщиков услуг и органы социальной защиты населения в течение 14 календарных дней со дня наступления указанных выше обстоятельств и представить документы, их подтверждающие (п. 13).
Перерасчет компенсации расходов на ЖКУ производится поставщиками услуг исходя из фактически произведенных гражданами расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за соответствующий период времени, но не более чем за три года 9п. 13).
Таким образом, реализация права на получение льготы носит заявительный характер.
Установлено, что с заявлением о предоставлении компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу регистрации Кайгородцева В.И. его опекун Кайгородцев В.В. обратился в КОГКУ "УСЗН в г. Кирова" только "дата".
Компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с "дата" года по "дата" года в размере ... была начислена участком N N МУП "РИЦ г. Кирова" и платежным поручением N N от "дата" была перечислена на расчетный счет Кайгородцева В.И.
Таким образом, право Кайгородцева В.И. на получение меры социальной поддержки в виде предусмотренной законом компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг в период с "дата" года по "дата" года (включительно) органами социальной защиты населения нарушено не было, выплата произведена в соответствии с требованиями законодательства.
Разрешая требования представителя истца о незаконности приостановления начисления и выплаты Кайгородцеву В.И. компенсации за коммунальные услуги, неправомерности начисления пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг, а также взысканию суммы оплаченных пени с "дата" по "дата", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 160 ЖК РФ (введенной Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
По смыслу вышеуказанных норм компенсация понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения, в частности инвалидов, и предоставляется только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом.
Согласно представленным в материалы дела счет - квитанциям (л.д.20-23,89-90), начиная с "дата" года у Кайгородцева В.И. имеется задолженность по оплате коммунальных услуг за содержание жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Установив наличие задолженности у Кайгородцева В.И. по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности начислить и выплатить истцу компенсацию.
Согласно требованиям ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
Поскольку обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за спорный период Кайгородцевым В.И. исполнялась ненадлежащим образом, МУП "РИЦ г. Кирова" правомерно производил начисление пени с указанием их размера в направляемых истцу счет -квитанциях.
Установив правомерность действий МУП "РИЦ г. Кирова" по начислению пени за несвоевременную оплату Кайгородцевым В.И. коммунальных платежей и наличие образовавшейся за спорный период задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Кайгородцева В.И. оплаченных в качестве пени денежных средств и возложения на ответчика обязанности по переоформлению счет - квитанций путем исключения начисления пени.
С обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда судебная коллегия соглашается, поскольку суд правильно определил круг существенных обстоятельств дела и дал надлежащую оценку доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчиков произвести перерасчет платы коммунальных платежей, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушении требования ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлены достоверные доказательства, подтверждающие неправильность и неправомерность начисленной Кайгородцеву В.И. платы за жилое помещение и предоставляемые коммунальные услуги.
Вопрос о предоставлении Кайгородцеву В.И. возможности погашения суммы задолженности по оплате коммунальных платежей в течение 9 месяцев в соответствии с п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, подлежит разрешению путем согласования условий отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате коммунальных услуг) между потребителем и исполнителем.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда, поскольку истцом не представлены доказательства совершения ответчиками действий, нарушающих его личные неимущественные права, либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
При вынесении решения суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Ссылки в жалобе на то обстоятельство, что суд не ознакомил истца с представленными ответчиками документами, основанием к отмене принятого судом решения служить не могут, поскольку истцу было достоверно известно о возможности предоставления ответчиками доказательств, обосновывающих возражения на поданное им исковое заявление, в связи с чем он вправе был явиться в суд и самостоятельно ознакомиться с представленными доказательствами. В свою очередь истец распорядился своими процессуальными правами, предусмотренными статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по своему усмотрению, не ознакомился с материалами дела, участие в судебном разбирательстве не принимал.
Положения закона о том, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, введено Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действует с 18.06.2011, распространяется на все отношения, возникшие с 18.06.2011, во исполнение данного Закона 21.09.2011 внесены дополнения в виде п. 2-1 в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/254. Доводы жалобы о том, что указанные выше положения закона действуют только с момента внесения их в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не состоятельны, поскольку Порядок предоставления мер социальной поддержки является подзаконным актом по отношению к Жилищному кодексу РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к изложению позиции, выраженной им в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на его правильность.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц. Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.