Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Информационно-аналитическая работа
3.1. Назначение и содержание информационно-аналитической работы
3.1.1. Информационно-аналитическая деятельность штаба предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника органа внутренних дел в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций органа внутренних дел.
3.1.2. Информационно-аналитическая работа*(15) включает в себя:
накопление, обобщение и анализ поступающей из органов внутренних дел, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку;
комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере;
подготовку для начальника органа внутренних дел или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы органа внутренних дел, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности органа внутренних дел и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;
формирование справочно-информационного фонда*(16) для нужд подразделений органа внутренних дел.
3.2. Организация сбора и анализа информации
3.2.1. Организуя работу по получению, обработке, систематизации, накоплению и обобщению разноаспектной информации, необходимой для аналитической деятельности и принятия управленческих решений, штаб:
определяет источники информации и перечень необходимых основных сведений;
согласовывает с руководителями подразделений номенклатуру, периодичность представления и лиц, ответственных за предоставление в штаб информационно-аналитических, справочных и иных материалов;
устанавливает в целях получения необходимой информации контакты с соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;
оценивает информацию с точки зрения ее значимости, полноты, достоверности и приемлемости для использования в информационно-аналитической работе;
систематизирует поступающую информацию по содержанию, направленности и принадлежности; при наличии технических возможностей формирует банки данных с использованием электронно-вычислительной техники.
3.2.2. Сбору и последующему анализу подлежит информация о:
состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;
факторах внешней среды, влияющих на состояние правопорядка и деятельность правоохранительных органов, в том числе органа внутренних дел;
силах и средствах органа внутренних дел;
результатах оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел.
Она может поступать в виде:
статистических данных, характеризующих социально-экономическое положение, демографическую ситуацию и состояние правопорядка на территории обслуживания;
сведений о силах и средствах органа внутренних дел, результатах его оперативно-служебной деятельности, состоянии дисциплины и законности;
информационно-аналитических и справочных материалов органа внутренних дел, а также иных правоохранительных органов;
сведений, характеризующих судебную практику;
материалов инспектирования и контрольных проверок органа внутренних дел;
материалов научных исследований, в том числе по изучению общественного мнения о состоянии правопорядка, борьбы с преступностью и деятельности органов внутренних дел;
писем, жалоб, обращений граждан в государственные органы, в том числе орган внутренних дел;
материалов средств массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
отечественной и зарубежной литературы по правоохранительной тематике.
3.2.3. Предметом анализа в штабах органов внутренних дел различного уровня являются:
3.2.3.1. В МВД России:
сводки Дежурной части Управления дежурной службы Главного штаба МВД России о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях (периодичность - ежедневно);
статистические данные ГИЦ МВД России о состоянии преступности, результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно);
отчеты главных управлений и управлений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России о результатах оперативно-служебной деятельности по выполнению директивных документов МВД России (периодичность - ежегодно);
информационные материалы главных управлений и управлений МВД России по отдельным вопросам оперативно-служебной деятельности (периодичность - по мере поступления);
акты и справки Главной инспекции Главного штаба МВД России о результатах инспектирования и контрольных проверок структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД {ОВД,) 8 ГУ МВД России (периодичность - по мере поступления);
информация федеральных правоохранительных органов о состоянии и перспективах развития криминальной ситуации в стране (периодичность - по мере поступления);
федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере реализации правоохранительной функции (периодичность - по мере поступления);
статистические и информационные материалы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны и регионов, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере поступления);
обобщенные материалы о положительном опыте органов внутренних дел России*(17) и правоохранительной деятельности полиции зарубежных стран (периодичность - по мере поступления);
научные, учебно-методические и иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью, а также по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - постоянно);
публикации и сообщения средств массовой информации по правоохранительной тематике (периодичность - постоянно).
3.2.3.2. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:
оперативная информация, поступающая из подразделений аппарата, а также нижестоящих горрайлинорганов внутренних дел, органов внутренних дел на режимных объектах*(18) о преступлениях, чрезвычайных и других происшествиях, принятых мерах, используемых силах и средствах по ликвидации их последствий (периодичность - ежедневно);
статистическая отчетность информационных центров о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно и нарастающим итогом);
материалы подразделений органа внутренних дел, характеризующие состояние преступности и борьбы с нею, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, эффективность использования сил и средств в решении правоохранительных задач (периодичность - ежеквартально и в целом за год);
информация органов прокуратуры, юстиции, других правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующая состояние и перспективы развития криминальной ситуации (периодичность - по мере поступления);
информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития регионов (периодичность - по мере поступления);
законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере издания).
3.2.3.3. В горрайлинорганах внутренних дел:
информация о поступивших заявлениях и сообщениях о преступлениях, нарушениях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авариях, крушениях и других чрезвычайных происшествиях (периодичность - за сутки, неделю и месяц);
обобщенные данные о состоянии общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступностью в целом по городу, району либо иному административно-территориальному образованию, а также по конкретным населенным пунктам, участкам и др. (периодичность - ежемесячно);
информация о наиболее значимых изменениях во внешней среде функционирования органа внутренних дел, оказывающих существенное влияние на состояние правопорядка (периодичность - ежемесячно);
сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, использовании сил и средств (периодичность - за сутки, неделю и месяц);
информация о рассмотрении обращений и писем граждан, соблюдении законности в оперативно-служебной деятельности (периодичность - ежеквартально);
нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере охраны правопорядка.
3.3. Комплексный анализ деятельности органа внутренних дел
3.3.1. Основной задачей комплексного анализа, осуществляемого штабом, является получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел с целью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию его работы.
3.3.2. Своим содержанием комплексный анализ должен охватывать анализ и оценку состояния правопорядка на обслуживаемой территории, результатов его оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств, а также факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и работу органа внутренних дел.
3.3.3. Штаб осуществляет следующие основные виды комплексного анализа:
текущий анализ (за сутки, неделю, месяц), который должен обеспечивать потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств, осуществляются другие управленческие мероприятия;
анализ нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие в оперативной обстановке отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, исследуются причины произошедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы органа внутренних дел. Он является основой для внесения необходимых коррективов в оперативно-служебную деятельность на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, информации в инстанции, разрабатываются планы мероприятий;
анализ за длительный период (более года), основное назначение которого выявить тенденции, характерные для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью;
внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчетный период, осуществляемый по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседания коллегии, совещания и других организационных мероприятий;
проблемный анализ, предназначенный для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т.п.;
сравнительный анализ, проводимый в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более органов внутренних дел, работающих в схожих условиях.
3.3.4. При анализе штабом состояния правопорядка и борьбы с преступностью изучаются:
уровень преступности; динамика преступности в целом, преступлений компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также отдельных видов наиболее распространенных преступлений; структура преступности; территориальная (линейная и объективная) распространенность преступности и конкретных видов преступных посягательств;
уровень латентной преступности;
степень преступной активности конкретных групп населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших преступления, не имеющих постоянного источника дохода и др.;
виктимологические аспекты преступности;
состояние организованной и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия;
состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах;
состояние преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
состояние безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
3.3.5. При анализе и оценке штабом факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и деятельность органа внутренних дел, изучаются данные:
о социально-политической ситуации, о составе и характеристике населения, уровне напряженности между различными его группами; об отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения, средств массовой информации к деятельности органа внутренних дел;
об экономических процессах, происходящих на территории обслуживания, в том числе о количестве промышленных и сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, объектах инфраструктуры, их дислокации, численности занятых в производстве и обслуживании работников и т.д.;
об экологической обстановке (наличие экологически вредных, химически и радиационно-опасных объектов), хранилищах оружия и боеприпасов, состоянии их охраны; другая информация, относящаяся к этому вопросу.
3.3.6. При анализе и оценке штабом оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств органа внутренних дел:
исследуются установленные ведомственными нормативными правовыми актами*(19) отдельные показатели оперативно-служебной деятельности и на этой основе определяется ее фактическое состояние;
оценивается эффективность оперативно-служебной деятельности и определяется степень влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка;
выявляются неиспользованные резервы и возможности повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений;
изучаются количественные и качественные характеристики кадрового состава (некомплект, сменяемость, уровень профессиональной подготовки и другие); нагрузка на сотрудников подразделений органа внутренних дел; состояние дисциплины и законности, другие показатели.
3.3.7. По результатам комплексного анализа и оценки оперативной обстановки готовятся справки, докладные записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического характера. В них должны отражаться:
краткая характеристика общего состояния объекта изучения (преступности в целом, преступлений экономической направленности, рецидивной или подростковой преступности, административных правонарушений, наркомании и т.д.);
основные изменения в объекте изучения, во внешней среде и причины этих изменений;
наиболее актуальные задачи, которые решались в течение исследуемого периода органом внутренних дел;
результаты работы органа внутренних дел в целом или на конкретном направлении оперативно-служебной деятельности;
особо заметные достижения и способствовавшие этому факторы (совершенствование организации работы, качественное укрепление кадров, привлечение дополнительных сил и средств, использование положительного опыта, эффективная дисциплинарная практика и т.п.), лучшие по результатам работы подразделения органа внутренних дел;
наиболее существенные недостатки в оперативно-служебной деятельности, в том числе в организации работы, худшие по показателям работы подразделения органа внутренних дел, причины допущенных просчетов и виновные в этом должностные лица;
имеющиеся проблемы и пути их решения (конкретные предложения и проекты управленческих решений по их реализации).
3.4. Организация исследований, прогнозирования криминогенной обстановки и изучения общественного мнения
3.4.1. Штаб организуют через соответствующие научно-исследовательские и образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие аналогичные учреждения Российской Федерации проведение социологических и криминологических исследований, изучение общественного мнения населения о состоянии правопорядка и деятельности органов внутренних дел, подготовку прогнозов развития криминогенной обстановки (криминологических прогнозов) на обслуживаемой территории. В этих целях:
определяет совместно с другими заинтересованными подразделениями органа внутренних дел тематику исследований, готовит в установленном порядке заявки на их проведение;*(20)
вносит руководству органа внутренних дел обоснованные предложения о необходимости привлечения для проведения исследований сторонних организаций с приложением экономических расчетов;
непосредственно участвует о качестве соисполнителя совместно с другими подразделениями органа внутренних дел в проведении исследований, а также прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке;
готовит совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями годовой прогноз развития криминогенной ситуации;
поддерживает деловое сотрудничество с учреждениями и организациями, проводящими по заявкам (заказам) штаба исследования, осуществляет в соответствии с установленным порядком прием результатов работы;
изучает на территории обслуживания раз в год по единой методике, утвержденной соответствующим нормативным правовым актом МВД России*(21), отношение населения, государственных структур, органов местного самоуправления и общественных объединений к состоянию правопорядка и деятельности органа внутренних дел. Результаты изучения общественного мнения докладываются начальнику органа внутренних дел. Они используются при подготовке управленческих и иных документов, обеспечивающих повышение эффективности правоохранительной деятельности органа внутренних дел.
3.4.2. Прогнозирование преступности, результатом которого является криминологический прогноз, дает возможность представить вероятные изменения в состоянии преступности на предстоящий период и на этой основе разработать и осуществить необходимые меры предупредительного характера, нейтрализовать или ослабить действие криминогенных факторов, а также усилить влияние антикриминогенных факторов.
При разработке прогнозов применяются следующие методы:
моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности;
экспертных оценок, в соответствии с которыми в основу прогноза кладется мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте;
экстраполяции, сущность которой заключается в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесении выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в том числе с применением метода расчета геометрической средней колебаний динамического ряда.
3.4.3. Штаб на основе результатов исследований, прогноза, а также комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно с другими подразделениями) готовит:
3.4.3.1. Для начальника органа внутренних дел:
информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам, выносимым на обсуждение коллегии и оперативных совещаний;
тезисы докладов и выступлений начальника органа внутренних дел;
оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории по итогам работы органа внутренних дел ежеквартально, а при необходимости с меньшей периодичностью; данные об основных результатах работы подразделений соответствующего аппарата и нижестоящих органов внутренних дел;
проблемные записки и иные информационно-аналитические и оперативно-справочные документы;
согласованные с заинтересованными подразделениями предложения о повышении эффективности профилактической, оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел;
проекты директивных документов с постановкой задач на предстоящий год, ежегодного отчета перед населением.
3.4.3.2. Для направления в соответствующие инстанции:
информацию о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории, проявившихся либо возможных негативных тенденциях в оперативной обстановке, принимаемых органом внутренних дел и необходимых дополнительных мерах реагирования на осложнение криминальной ситуации;
предложения по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка на обслуживаемой территории.
3.5. Информационное обеспечение деятельности органа внутренних дел
3.5.1. Штаб на основе подготовленных им и поступающих из подразделений соответствующего аппарата, нижестоящих органов внутренних дел, научно-исследовательских и образовательных учреждений нормативных, информационно-аналитических, справочных, методических материалов, сборников научных трудов, иных печатных изданий и документов:
формирует справочно-информационный фонд (СИФ), систематически обновляет и пополняет его отечественной и зарубежной литературой, собранными материалами о положительном опыте работы, другой документацией, необходимой для использования в деятельности органа внутренних дел;
готовит перечень информационных и документальных материалов, подлежащих обязательному хранению в СИФе, и представляет его на утверждение начальника органа внутренних дел;
направляет в месячный срок в Информационно-справочное отделение ИАУ Главного штаба МВД России по одному экземпляру издаваемых на местах сборников научных трудов, материалов научно-практических конференций, информационных бюллетеней, экспресс-информаций и других печатных изданий.
3.5.2. В справочно-информационном фонде штаба органа внутренних дел концентрируются и хранятся следующие информационные документы и материалы:
законодательные акты, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
решения государственных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
нормативные правовые акты МВД России, МВД, УВД;
статистика правонарушений;
материалы инспектирования органа внутренних дел;
отчетные и аналитические материалы подразделений органа внутренних дел;
годовые отчеты о работе МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел;
сборники научных трудов, результаты проведения научных исследований образовательных и научно-исследовательских учреждений;
печатные издания штабов;
переводные материалы о деятельности правоохранительных органов зарубежных стран, отчеты сотрудников о загранкомандировках;
материалы социологических исследований;
тематический учет рекомендованных к внедрению материалов о положительном опыте;
материалы средств массовой информации, касающиеся деятельности органов внутренних дел;
методические рекомендации, указания, аналитические материалы Главного штаба, главных управлений, управлений МВД России;
юридическая литература;
планы работы МВД России, МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел;
сообщения МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел о наиболее эффективных формах и методах оперативно-служебной и управленческой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.