Судья: О.А. Курносова
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Харитонова Д.М.,
судей Гришина Д.В., Ставича В.В.,
при секретаре Фомичевой В.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе представителя ФСКН России по доверенности _.. А.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 4 марта 2015 года, которым постановлено:
Отменить распоряжение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков N_.. от 30 октября 2012 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистан __
установила:
_.. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России) от 30 октября 2012 года N_. о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
С указанным решением заявитель не согласен, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает его законные права и интересы на проживание совместно со своей семьей.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 4 марта 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФСКН России просит об отмене решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заявитель _.Т.Т. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своих представителей по доверенности _. И.Н., _..А.С., которые в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ФСКН России по доверенности _А.А. в заседание судебной коллегии явился, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из материалов дела усматривается, что _. (до брака - _., _.) Т.Т., _. 19_.года рождения является гражданином Республики Узбекистан.
12 апреля 2010 года _.Т.Т. был привлечен к административной ответственности по ст. 6.9. КоАП РФ за употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
С 2 ноября 2013 года состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации _. И.Н., приняв фамилию супруги, что подтверждается представленными в материалы дела копией свидетельства о заключении брака.
Решением Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам города Ташкента от 11 июня 2014 года удовлетворены исковые требования _.Т.Т. к _. А.А. об установлении отцовства в отношении несовершеннолетнего _.Б.Т., _. года рождения, после установления отцовства ребенку присвоена фамилия _.. Мать ребенка _. А.А. лишена родительских прав на территории Республики Узбекистан.
_. Т.Т. прибыл на территорию Российской Федерации вместе с несовершеннолетним сыном _..Б.Т., который обучается в 7В классе ГБОУ СОШ N18 г. Москвы.
Распоряжением ФСКН России от 30 октября 2012 года N_. принято решение о нежелательности пребывания заявителя на территории Российской Федерации. Из указанного решения следует, что оно принято на основании поступивших из Управления ФСКН России по Московской области материалов, а также в соответствии с ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемом решении не приведено мотивов принятия такого решения, а в материалы дела не представлено доказательств, того, что _.Т.Т. при нахождении на территории Российской Федерации создает реальную угрозу здоровью населения. Судом первой инстанции также применены положения ст. 8 Конвенции о защите прав человек и основных свобод, в соответствии с которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции.
С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
В перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", включена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). В ФСКН России порядок работы по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации регламентирован Приказом ФСКН России от 12 августа 2009 года N362 "Об утверждении инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Настоящая Инструкция устанавливает порядок деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 2 Инструкции, решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствии с требованиями пункта 4 Инструкции при наличии материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации оперативными подразделениями органов наркоконтроля подготавливается ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации по образцу согласно приложению к настоящей Инструкции, которое утверждается в территориальном органе ФСКН России - начальником территориального органа.
Утвержденное ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации с прилагаемыми к нему материалами незамедлительно направляется на имя председателя комиссии ФСКН России по рассмотрению ходатайств о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 5, 5.1, 5.4, 6, 8, 9 Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации должно быть принято в срок, не превышающий 1 месяц со дня регистрации, в установленном порядке, поступившего в ФСКН России ходатайства.
В течение 14 рабочих дней Комиссия рассматривает представленные материалы для определения целесообразности удовлетворения ходатайства.
В случае принятия решения об удовлетворении ходатайства Комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами Комиссии, и готовит проект распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Копию распоряжения ФСКН России о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации Комиссия незамедлительно направляет в уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), направившее ходатайство.
Уполномоченное подразделение ФСКН России (территориальный орган ФСКН России), получившее информацию о принятом решении о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, незамедлительно доводит его до сведения лица, в отношении которого принято указанное решение.
Из материалов дела следует, что _.. Т.Т. с момента прибытия в Российскую Федерацию был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.9 КоАП РФ, что по данным ФСКН России свидетельствует о его причастности к незаконному обороту наркотических средств на территории Российской Федерации, поскольку он приобретал наркотическое средство у неустановленного лица для собственного потребления.
Распоряжение издано уполномоченным органом, с соблюдением требований действующего законодательства и по результатам рассмотрения ходатайства, в котором содержится указание, что ходатайство подготовлено в связи с тем, что _.Т.Т. создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан РФ своей противоправной деятельностью.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что имелись достаточные основания для издания оспариваемого распоряжения, поскольку заявитель является иностранным гражданином, причастен к незаконному обороту наркотических средств, привлечен к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ, что в совокупности создает реальную угрозу здоровью населения, и в целях защиты прав и законных интересов других лиц ФСКН России обоснованно принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
Применение мер по защите здоровья населения органами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, находятся вне сферы судебного контроля.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявления _..Т.Т.
При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что истечение срока давности совершенного заявителем административного правонарушения не имеет правового значения, компетентным органом данные обстоятельства указаны в их совокупности, с целью указания на реальную угрозу законных интересов граждан Российской Федерации действиями _. Т.Т.
Вместе с тем, для разрешения вопроса о нежелательности пребывания заявителя в Российской Федерации, не имеет правового значения уплата им штрафа, не принятие дополнительного наказания, и не истечение срока нахождения на территории Российской Федерации, поскольку иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом (ч. 3 ст. 25.10, Федеральный закон от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Суд первой инстанции также принял во внимание, что заявитель состоит в зарегистрированном браке с гражданкой РФ и его несовершеннолетний ребенок проживает и обучается в г. Москве.
В силу ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядком или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В данном случае имеют место указанные исключительные случаи, в соответствии с которыми, ФСКН России и было издано оспариваемое распоряжение.
При таких обстоятельствах, принятое решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Федина Т.Т.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 4 марта 2015 года отменить полностью, принять по делу новое решение:
В удовлетворении заявления _. Т.Т. о признании незаконным распоряжения ФСКН России N_.. от 30 октября 2012 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.