Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
при секретаре Килиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-20/2015 по заявлению Открытого акционерного общества "15-й таксомоторный парк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 20 363,6 кв.м., расположенного по адресу: ***, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "15-й таксомоторный парк" (далее - ОАО "15-й таксомоторный парк", Общество, заявитель, собственник) 26 ноября 2014 года обратилось в Московский городской суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 20 363,6 кв.м., расположенного по адресу: ***. - 1 065 884 583,90 руб.
В своем заявлении Общество с учетом изменения требования в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит установить кадастровую стоимость названного нежилого помещения в размере, равном его рыночной стоимости 365 673 203 руб. по состоянию на 01 января 2013 года, определенной в заключении судебной оценочной экспертизы от 02 марта 2015 года N 003/03/2015-ЗЭ (том 3 л.д. 239).
В обоснование заявленных требований ОАО "15-й таксомоторный парк" указало на то, что является собственником спорного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном Правительством Москвы в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год"; Общество является плательщиком налога на имущество организаций, а потому внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость нежилого помещения затрагивает права заявителя, кадастровая стоимость объекта капитального строительства является налоговой базой для расчета и уплаты данного налога; завышенная кадастровая стоимость влечет увеличение для Общества налогового бремени; заявитель просит пересмотреть результаты определения государственной кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; рыночная стоимость объекта оценки определена в заключении судебной оценочной экспертизы, проведенной на основании определения суда с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Рассмотрение настоящего дела осуществляется судом по правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, исходя из того, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (Государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и являются основанием для определения налоговых и иных платежей, утверждаются заказчиком работ.
Представитель заявителя ОАО "15-й таксомоторный парк" по доверенности Семериков И.Ю. в судебное заседание явился, поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Москвы Вейн К.В., представляющая также интересы Департамента городского имущества города Москвы, возражала против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях; указывала на то, что действующее в настоящее время законодательство напрямую не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении объектов капитального строительства (зданий, нежилых помещений); для целей налогообложения в отличие от кадастровой стоимости рыночная стоимость не устанавливается; обращала внимание на то, что кадастровая стоимость должна учитывать величину налога на добавленную стоимость, тогда как заявитель просит о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого помещения по основанию установления в отношении данного объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости без учета величины налога на добавленную стоимость; полагала, что ОАО "15-й таксомоторный парк" не доказало действительную рыночную стоимость спорного нежилого помещения на дату, которая определена законом; кроме того, указала на то, что в настоящее время постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года (постановление вступило в силу с 01 января 2015 года), новые сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения в размере 526 419 627,24 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем полагала, что определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки (01 января 2013 года) не приведет к возникновению, изменению, прекращению права и обязанностей истца в связи с утратой актуальности оспариваемых заявителем сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и существе заявленных требований, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее суду был представлен письменный отзыв Управления Росреестра по Москве на заявление ОАО "15-й таксомоторный парк" (том 2 л.д. 151-157), из которого следует, что Управление с заявлением не согласно; Управление является территориальным органом Росреестра, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, организует ее проведение в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2013 года, проводилась в точном соответствии с положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" вышеназванного федерального закона, в том числе с соблюдением всей совокупности действий, понимаемых законодателем как государственная кадастровая оценка; результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве были утверждены Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (далее - Постановление Правительства Москвы N 752-ПП от 26 ноября 2013 года) и внесены в государственный кадастр недвижимости, находящийся в ведении Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"); с заявлением о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости ОАО "15-й таксомоторный парк" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд не обращалось; Управление также ссылалось на то, что заявление ОАО "15-й таксомоторный парк" касается неактуальной кадастровой стоимости на прошедший период, ввиду чего ее пересмотр законом не предусмотрен; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости не порождает для заявителя юридически значимых последствий. Кроме того, Управление в своем отзыве указало на то, что кадастровая стоимость нежилого помещения не была определена непосредственно постановлением Правительства Москвы N 752-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве", этим постановлением применительно к спорному нежилому помещению были утверждены удельные показатели, которые были взяты за основу при определении его кадастровой стоимости Актом б/н от 02 октября 2014 года.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", также будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении слушания дела не просило, возражений на заявление не представило, суд также считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В строке 1508 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2014 год, поименовано здание, общей площадью 23 351,70 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001010:1028, расположенное по адресу: город Москва, ул. Беломорская, д. 40, стр. 2 (КЛАДР 7700000000008360015).
Материалами дела, в которых представлены нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации права подтверждается, что заявителю на праве собственности принадлежит нежилое помещение в этом здании с кадастровым номером ***, общей площадью 20 363,6 кв.м.
Заявитель в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости налоговая база определяется на 2014 год как его кадастровая стоимость.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности, положениями главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлены специальные правила проведения государственной кадастровой оценки; которыми определено, что под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; этой же нормой федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок; при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.
Объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки - датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Изложенное свидетельствует о том, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 (в том числе вновь образованного либо того, в отношении которого изменились качественные характеристики, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости), является дата, с которой закон связывает необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, а также об изменениях, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей, в частности, дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости. По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
При рассмотрении дела из данных публичной кадастровой карты, судом установлено, что спорное нежилое помещение поставлено на кадастровый учет 26 декабря 2013 года (том 3 л.д. 154) и его кадастровая стоимость определена на основании положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с применением утвержденного постановлением Правительства Москвы N 752-ПП от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости объектов капитального строительства на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113 "Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" (пункт 3.1).
Как следует из решения Комиссии, кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена на основании акта б/н от 02 октября 2014 года и составила 1 065 884 583 руб. (том 1 л.д. 7-9).
Именно эти результаты государственной кадастровой оценки и просит пересмотреть заявитель.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 11 ноября 2014 года заявителю было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки, а также экспертное заключение.
В соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка всех представленных по делу доказательств осуществляется судом, который оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
ОАО "15-й таксомоторный парк" свои требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, обосновывает заключением судебной оценочной экспертизы от 02 марта 2015 года N 003/03/2015-ЗЭ, назначенной по определению Московского городского суда от 29 января 2015 года, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 365 673 203 руб. без учета НДС и 431 494 380 руб. с учетом НДС, ссылаясь на то, что данное доказательство отвечает всем требованиям процессуального закона, правильность заключения заинтересованными лицами не оспорена, эксперт, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, четко ответил на поставленный перед ним вопрос о величине рыночной стоимости объекта оценки на конкретную дату; суждения эксперта обоснованы соответствующими расчетами по результатам полноценного и качественного исследования рынка объектов капитального строительства, аналогичных оцениваемому, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость; расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Вместе с тем, в данном случае датой определения кадастровой стоимости спорного нежилого помещения является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об этом объекте - в данном случае 26 декабря 2013 года и именно на эту дату, по убеждению суда, должна быть определена и рыночная стоимость спорного нежилого помещения, несмотря на то, что для целей определения его кадастровой стоимости были применены удельные показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01 января 2013 года. Тот факт, что объект являлся ранее учтенным также не свидетельствует о том, что сведения о нем в Государственный кадастр недвижимости были внесены ранее 26 декабря 2013 года и, в частности, по состоянию на 01 января 2013 года.
Также не имеет значения и дата постановки на кадастровый учет здания, в котором расположено спорное нежилое помещение, поскольку предметом заявления является пересмотр результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, а не здания (27 мая 2012 года). Вышеприведенными положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ четко установлено, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о таком объекте в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, названное заключение эксперта не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости нежилых помещений на дату, по состоянию на которую в настоящем деле определяется кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Иных доказательств в обоснование заявленных требований Общество не представило; перед экспертом определением Московского городского суда был поставлен вопрос по определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года по ходатайству представителя заявителя.
При изложенных обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в удовлетворении заявления ОАО "15-й таксомоторный парк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 20 363,6 кв.м., расположенного по адресу: ***, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, надлежит отказать.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении требований Обществу отказано, то судебные расходы заявителя возмещению за счет заинтересованных лиц не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "15-й таксомоторный парк" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 20 363,6 кв.м., расположенного по адресу: ***, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.