Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
при секретаре Килиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-189/2015 по заявлению Открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 12 сентября 2014 года N 51-2647/2014, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356, площадью 265132 +\- 59 кв.м., с адресным ориентиром г. Москва, ул. Клары Цеткин, владение 33 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере 3 600 037 669 рублей,
установил:
Открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" (далее - ОАО "ММЗ "АВАНГАРД", Общество, заявитель, собственник) 23 января 2015 года обратилось в Московский городской суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) от 12 сентября 2014 года N 51-2647/2014 об отклонении заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356, площадью 265132 +\- 59 кв.м. с адресным ориентиром г. Москва, ул. Клары Цеткин, владение 33 (далее - земельный участок, объект оценки, объект недвижимого имущества), по основанию установления в отношении спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; заявитель также просит суд обязать Комиссию принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, в размере 3 600 037 669 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года.
В обоснование заявления ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" указало на то, что ему на праве собственности принадлежит спорный земельный участок, за который Общество уплачивает земельный налог, рассчитываемый в зависимости от кадастровой стоимости; постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года, в том числе значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы (приложение 3); кадастровая стоимость упомянутого земельного участка определена в размере 13 000 482 488 руб.; заявитель 01 сентября 2014 года обратился в Комиссию на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости по основанию установления в отношении спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, представил необходимый комплект документов, в том числе отчет об оценке N АД-04.14-РН от 13 февраля 2014 года, подготовленный ООО "АДЭРО", в соответствии с которым величина рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2012 года составила 3 600 037 669 руб., а также положительное экспертное заключение N 140213-218 от 26 марта 2014 года, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков. Решением Комиссии от 12 сентября 2014 года N 51-2647/2014 заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" было отклонено.
По утверждению заявителя, принятое Комиссией решение является незаконным, оно противоречит положениям пункта 20 Порядка создания и работы Комиссии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263, Комиссия не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости; одновременно с заявлением были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы, в том числе и отчет, и положительное экспертное заключение, совокупность таких документов, по мнению Общества, является достаточным основанием для принятия Комиссией решения об удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
ОАО "ММЗ АВАНГАРД" также просило суд восстановить срок обращения с заявлением, предусмотренный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что, получив оспариваемое решение Комиссии, 13 октября 2014 года Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о его оспаривании, однако, определением от 21 января 2015 года производство по делу было прекращено в связи с его не подведомственностью арбитражному суду, определение было обжаловано, вступило в законную силу, уже 23 января 2015 года Общество подало настоящее заявление в Московский городской суд.
Представители заявителя по доверенности Разухин С.С. и Шорыгин С.Л. в судебное заседание явились, требования поддержали по основаниям изложенным в заявлении, в том числе просили по вышеприведенным мотивам восстановить пропущенный срок обращения в суд с заявлением, дополнительно указали на то, что первоначальное обращение Общества в Комиссию относится к 28 марта 2014 года, однако, в принятии документов было отказано по основанию подачи заявления с нарушением срока (уведомление Комиссии от 04 апреля 2014 года N 51-235/2014); решением Арбитражного суда г. Москвы от 09 июля 2014 года по делу NА40-62759/2014 вышеупомянутое Уведомление было признано незаконным, Комиссия обязана в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" от 28 марта 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356. Также представители заявителя подтвердили, что оспариваемая Обществом кадастровая стоимость земельного участка в настоящее время пересмотрена применительно к следующим налоговым периодам - постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" на 2014 год и от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" на 2015 год.
Представитель заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Вейн К.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления, полагала, что Обществом пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии от 12 сентября 2014 года, а причины его пропуска, изложенные в заявлении о его восстановлении, не являются уважительными; также обращала внимание на то, что заявитель не только оспаривает решение Комиссии, предметная направленность требований ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" имеет целью пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и установить кадастровую стоимость земельного участка, равной рыночной стоимости, в размере 3 600 037 669 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года, вместе с тем такая кадастровая стоимость не является актуальной, в настоящее время утверждены и внесены в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости (постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы").
Представители привлеченных к участию в деле заинтересованных лиц (Комиссии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали, возражений на заявление не представили; суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителя заинтересованных лиц Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности, положениями главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), установлены специальные правила проведения государственной кадастровой оценки.
При этом под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; этой же нормой федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок; в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. При этом определено, что решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При рассмотрении дела судом установлено, что спорный земельный участок площадью 265132 +\- 59 кв.м. с адресным ориентиром г. Москва, ул. Клары Цеткин, владение 33 относится к категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования участки размещения промышленно-производственных объектов: промышленных предприятий IV класса вредности (1.2.9), участки размещения административно-деловых объектов: коммерческие организации не связанные с проживанием населения (1.2.7), участки размещения жилищно-коммунальных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств центральных и индивидуальных тепловых пунктов (1.2.10); земельный участок был поставлен на кадастровый учет 07 октября 2013 года с присвоением ему кадастрового номера 77:09:0003013:2356.
Спорный земельный участок принадлежит ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" на праве собственности, что подтверждается представленной в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права N 77-АР 329744 от 10 февраля 2014 года.
Кадастровая стоимость, с заявлением о пересмотре которой обратился заявитель в Комиссию, определена с применением утвержденного постановлением Правительства Москвы N 670-ПП от 27 ноября 2012 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" соответствующего удельного показателя кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2012 года на основании приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" по виду разрешенного использования земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года была определена в размере 13 000 482 488 руб.
Постановлением Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель города по состоянию на 01 января 2013 года; в государственный кадастр недвижимости были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 15 767 423 901,88 руб.
Постановлением Правительства Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" были утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель города по состоянию на 01 января 2014 года; в государственный кадастр недвижимости были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 12 047 155 309,56 руб.
Также при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что 29 марта 2014 года заявитель подал в Комиссию заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356 (13 000 482 488 руб.) по основанию установления в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости в размере 3 600 037 669 руб. на 01 января 2012 года.
Уведомлением Комиссии от 04 апреля 2014 года Обществу было отказано в принятии документов по причине подачи заявления с нарушением срока (результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в Комиссии в течение 6 месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости).
22 апреля 2014 года заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным уведомления об отказе в принятии документов от 04 апреля 2014 года.
09 июля 2014 года Арбитражным судом г. Москвы было вынесено решение по делу N А40-62759/2014 о признании уведомления об отказе в принятии документов от 04 апреля 2014 года незаконным и о восстановлении нарушенных прав Заявителя путем обязания Комиссии в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" от 28 марта 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
01 сентября 2014 года заявитель вновь обратился в Комиссию с заявлением для повторного рассмотрения заявления от 28 марта 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356.
Решением Комиссии от 12 сентября 2014 года за N 51-2647/2014 заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356 было отклонено. Комиссией было отмечено, что заявителем были представлены отчет об оценке от 13 февраля 2014 года N АД-04.14-РН, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 01 января 2012 года в размере 3 600 037 669 руб., а также положительное экспертное заключение N 140213-218 от 26 марта 2014 года, подготовленное экспертами саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", членом которой является оценщик, составивший отчет N АД-04.14-РН, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков. В результате рассмотрения заявления ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" Комиссией установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости на 77%, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки (ФСО N 1, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256), положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
13 октября 2014 года заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения комиссии от 12 сентября 2014 года.
21 января 2015 года Арбитражным судом г. Москвы было вынесено определение о прекращении производства по делу N А40-166178/2014 в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). 19 февраля 2015 года Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на определение Арбитражного суда г. Москвы от 21 января 2015 года. 17 марта 2015 года Девятым арбитражным апелляционным судом определение Арбитражного суда г. Москвы от 21 января 2015 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
23 января 2015 года заявитель обратился в Московский городской суд с настоящим заявлением.
Частями 1 и 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод; пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Вышеприведенные и установленные в ходе настоящего судебного разбирательства обстоятельства, имеющие значение для дела, свидетельствуют о том, что заявление ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" подано в суд с пропуском установленного частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в суд, что не оспаривается заявителем.
Обсуждая и оценивая приведенные заявителем причины пропуска установленного процессуальным законом срока, суд расценивает доводы ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" неубедительными и не находит их уважительными, являющимися основанием для его восстановления. При этом суд отмечает, что заявитель является юридическим лицом; изменения процессуального законодательства в части касающейся подведомственности данной категории дел внесены Федеральным законом от 04 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" и вступили в законную силу 06 августа 2014 года, то есть задолго до обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы; в связи с изложенными обстоятельствами, обращение в Арбитражный суд г. Москвы с аналогичным заявлением лишь указывает на неверно избранный заявителем способ защиты своего права, а не на наличие уважительных причин пропуска установленного срока обращения в суд с заявлением.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность для ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" подачи заявления с соблюдением правил подведомственности в установленный срок, заявителем не приведено.
Следовательно, предусмотренный законом срок на обжалование решения Комиссии в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Обществом пропущен без уважительных причин, а законных оснований для его восстановления суд не усматривает.
Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления ОАО "ММЗ "АВАНГАРД".
Далее, суд отмечает, что в соответствии с правилами пункта 8 статьи 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрение дел о пересмотре кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по месту нахождения объекта недвижимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен, как уже указывалось выше, положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, статьей 24.18 этого закона, которой среди прочего предусмотрена возможность оспаривания в суде решения Комиссии в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, анализ положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при сопоставлении его с буквальной просьбой заявителя, который оспаривая решение Комиссии, просит обязать Комиссию принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, в размере 3 600 037 669 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2012 года, свидетельствует о том, что целью обращения ОАО "ММЗ АВАНГАРД" за судебной защитой является пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего Обществу объекта недвижимости, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" в размере 13 000 482 488 руб. по состоянию на 01 января 2012 года, установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком ООО "АДЭРО" в отчете об оценке N АД-04.14-РН от 13 февраля 2014 года, в размере 3 600 037 669 руб. на 01 января 2012 года. В своем заявлении от 23 января 2015 года ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" фактически просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости.
Оспариваемая заявителем кадастровая стоимость на дату обращения в суд с заявлением о ее пересмотре не являлась актуальной, в связи с внесением к Государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земель города Москвы, утвержденных в результате проведенной очередной государственной кадастровой оценки (в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 751-ПП от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 15 767 423 901,88 руб.; постановлением Правительства Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 12 047 155 309,56 руб.); кадастровая стоимость земельного участка изменилась и в настоящее время в общедоступный информационный ресурс Государственный кадастр недвижимости внесены актуальные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с момента получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Таким образом, новая кадастровая стоимость, в том числе при установлении ее судом, может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта, однако, в случае, если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, то установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр и не может быть применена даже для случаев, установленных абзацем 5 статьи 24.20 подлежит применению Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Согласно абзацу 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Ведение государственного кадастра недвижимости на основании принципа непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, исключает возможность оспаривания архивных сведений, за исключением случаев исправления технической и (или) кадастровой ошибки (абзац 4 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статья 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости").
Как уже было указано, оспариваемая заявителем кадастровая стоимость объекта недвижимости в настоящее время пересмотрена применительно к следующим налоговым периодам; а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
В связи с изложенным суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере 3 600 037 669 рублей, поскольку на дату обращения Общества в Комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, последняя уже была архивной и не подлежала использованию в целях установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Кроме того, суд также полагает, что и представленный заявителем в обоснование заявленных требований отчет об оценке N АД-04.14-РН от 13 февраля 2014 года, подготовленный независимым оценщиком ООО "АДЭРО", об определении величины рыночной стоимости земельного участка в размере 3 600 037 669 руб. не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки, а также экспертное заключение.
В соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка всех представленных по делу доказательств осуществляется судом, который оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости, либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила); во исполнение пунктов 11 и 13 Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.6 названных Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Как видно из отчета оценщиком рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 01 января 2012 года.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является не 01 января 2012 года, а дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, о которой было указано выше, - 07 октября 2013 года - и именно на эту дату, по убеждению суда, должна быть определена и рыночная стоимость спорного земельного участка, в связи с чем определенная на 01 января 2012 года рыночная стоимость объекта оценки, не может быть признана достоверной для определения его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, названный отчет не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
При таких данных, оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает, что в удовлетворении заявления надлежит отказать по вышеприведенным мотивам.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого решения Комиссии пункту 20 Порядка создания и работы Комиссии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263, со ссылкой на то, что Комиссия не наделена полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, не изменяют правовую судьбу решения от 12 сентября 2014 года с учетом вышеприведенных выводов суда об отклонении заявления ОАО "ММЗ "АВАНГАРД" по мотивам пропуска заявителем срока для обращения в суд, недопустимости оспаривания "архивной" кадастровой стоимости и непредставления надлежащих доказательств, а потому судом во внимание не принимаются.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку в удовлетворении требований Обществу отказано, то судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявления возмещению за счет заинтересованных лиц не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Московский машиностроительный завод "АВАНГАРД" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 12 сентября 2014 года N 51-2647/2014, обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве принять решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003013:2356, площадью 265132 +\- 59 кв.м. с адресным ориентиром г. Москва, ул. Клары Цеткин, владение 33 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2012 года в размере 3 600 037 669 рублей, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.