Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
при секретаре Матвеенко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-220/2015 по заявлению Акционерного общества "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Акционерное общество "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" 30 декабря 2014 года обратилось в Московский городской суд с заявлением, в котором, с учётом последующего уточнения, просило об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01 января 2013 года в размере * рублей.
Свои требования АО "ПО "МЗ "Молния" мотивирует тем, что является собственником указанного земельного участка, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель АО "ПО "МЗ "Молния" (по доверенности) Знаменский А.Б. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Вейн К.В., представляющая также на основании доверенности интересы Департамента городского имущества города Москвы, требование заявителя не признала, считала, что представленный заявителем отчёт не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к выводу о том, что требование заявителя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, регламентирован в подразделе III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с правилами распределения бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, на заявителя возложена обязанность по доказыванию нарушений его прав и законных интересов.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "ПО "МЗ "Молния" является собственником земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, что подтверждается свидетельством от 03 апреля 2013 года серии 77-АО N*.
Из статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 (далее - Методические указания), предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа указанных положений следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в том числе вновь образованного), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей, несмотря на то, что для целей определения его кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что земельный участок с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, поставлен на кадастровый учет 13 февраля 2013 года как вновь образованный путём выделения из земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м.
Очередная государственная кадастровая оценка земель на территории Москвы проведена по состоянию на 01 января 2013 года, и её результаты утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером * не вошёл в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 1 января 2013 года, поскольку сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 13 февраля 2013 года.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, то датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - 13 февраля 2013 года.
Вместе с тем по заданию АО "ПО "МЗ "Молния" ООО "*" подготовлен отчёт N 239-ДА-АА/14 от 17 ноября 2014 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * определена по состоянию на 1 января 2013 года.
Согласно положениям статей 24.15 и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Поскольку в отчёте N 239-ДА-АА/14 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * определена по состоянию на 1 января 2013 года, то есть не на дату внесения сведений об его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, то данный отчёт не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта.
Кроме того, оценив представленный отчёт N 239-ДА-АА/14, суд считает, что оценка земельного участка проведена оценщиком ООО "*" с нарушением норм законодательства об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254 (далее - ФСО N 3), отчёт об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, названным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчёт, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчёта об оценке), содержащий подтверждённое на основе собранной информации и расчётов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Как усматривается из материалов дела, расчёт рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода осуществлялся оценщиком с использованием метода выделения по 3-м объектам-аналогам.
Передаваемые права на земельные участки в составе объектов-аналогов указаны в отчёте N 239-ДА-АА/14 как право аренды.
В отчете N 239-ДА-АА/14 (страница 56) оценщик утверждает, что инвестиционная привлекательность рассматриваемых имущественных комплексов не зависит от вида права на земельный участок в составе данных объектов, в связи с чем корректировка по данному элементу сравнения не вводится.
Вместе с тем право аренды и право собственности имеют различную стоимость. Как правило, право собственности оценивается участниками рынка выше, чем право пользования земельным участком на условиях аренды. Это обстоятельство является общеизвестным и не требует доказывания (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании Справочника расчетных данных для оценки и консалтинга N 11, 2012г., под редакцией Яскевича Е.Е., основанного на рыночных данных, соотношение цен земельных участков под объекты производственного назначения, передаваемых на правах аренды, к ценам аналогичных участков, предаваемых на правах собственности, составляет в 0,882 (13,4 %).
По данным Справочника оценщика недвижимости, 2012г., под редакцией Лейфера Л.А., основанного на экспертных мнениях профессионалов рынка недвижимости, соотношение стоимости прав аренды и прав собственности для земельных участков под производственными объектами составляет 0,86 (16,3 %).
Таким образом, оценщик, не применяя корректировку по такому элементу сравнения, как передаваемые права, занижает стоимость земельного участка, как минимум, на 13 %.
Вышеизложенное является нарушением требований пункта 4 ФСО N3, согласно которому информация, приведённая в отчёте об оценке, использованная или полученная в результате расчётов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности).
Таким образом, АО "ПО "МЗ "Молния" не представлено достоверных доказательств рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, заявленное АО "ПО "МЗ "Молния" требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером * равной его рыночной стоимости подлежит отклонению в полном объеме ввиду их необоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявления Акционерного общества "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, *, равной его рыночной стоимости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.