Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 48
"Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", руководствуясь Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Возложить надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.*
Уполномоченным прокурорам иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом.
2. При осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
3. Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществлять:
а) по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске -
обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления,
без вести пропавших;
б) по информации о ненадлежащем реагировании -
на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
на указания прокурора;
в) в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Постановление органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации об осуществлении контрразведывательной деятельности и судебное решение по нему, а также материалы оперативных дел затребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях органами ФСБ России законодательства Российской Федерации.
4. Уполномоченным прокурорам требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета.
В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этом случае при наличии оснований принимать меры для привлечения к ответственности виновных должностных лиц в установленном законом порядке.
Об усилении воздействия на должностных лиц, не выполняющих законные требования прокуроров, см. указание Генеральной прокуратуры РФ от 1 декабря 1997 г. N 72/7
5. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченным прокурорам использовать определенные законом методы прокурорского надзора:
а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширения их комплекса либо требовать их прекращения;
в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в соответствии с п.6 ст.108 УПК РСФСР на основании оперативно-розыскных материалов;
г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
е) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.
При обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст.109 Уголовно-процессуального кодекса.
6. Руководителям органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.
При осуществлении надзора иметь в виду, что сведения о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
7. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание:
а) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;
б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
г) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.
8. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
9. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о результатах надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности по итогам 1996 года.
10. Управлениям и отделам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов оперативно-розыскной деятельности в подразделениях органов прокуратуры.
11. Ввести в действие с 1 января 1996 г. отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (приложение 1). Утвердить Инструктивные указания о порядке формирования этого отчета (приложение 2) и Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение 3).
Приказ объявить прокурорским и следственным работникам, направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам, в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Главное управление охраны и Службу безопасности Президента Российской Федерации, Федеральную пограничную службу, Государственный таможенный комитет, Службу внешней разведки, Министерство обороны и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.
Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Катышева М.Б. и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора Паничева В.Н.
Приказ "Об организации надзора за исполнением Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 20.05.93 N 15, указания "Об изменении отчетности о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативной розыскной деятельности" от 18.11.93 N 36/20-1 и от 06.06.94 N 25/20-1 считать утратившими силу.
Генеральный прокурор |
Ю.И.Скуратов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 г. N 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 настоящий приказ признан утратившим силу