Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 июля 1997 г. N 40
"О серьезных недостатках в организации работы органов прокуратуры Ставропольского края"
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 23 мая 2001 г. N 32 настоящий приказ признан недействующим
Об организации исполнения настоящего приказа см. распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 18 июля 1997 г. N 43/20р
Коллегия Генеральной прокуратуры, обсудив отчеты прокурора Ставропольского края Лушникова Ю.М.., заместителя прокурора края - начальника управления прокуратуры края на Кавказских Минеральных Водах Кравченко В.П. и сообщение начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Захарова Ю.С. о результатах проверки, отметила, что органы прокуратуры Ставропольского края в условиях сложной криминогенной обстановки принимали меры, направленные на решение актуальных проблем прокурорского надзора, борьбы с преступностью. Улучшена координация деятельности правоохранительных органов региона. Расследован ряд тяжких и опасных преступлений, виновные привлечены к законной ответственности.
Вместе с тем уровень организации работы прокуратуры края и подчиненных прокуратур не в полной мере обеспечивал решение задач борьбы с преступностью и укрепления законности.
Со стороны прокуратуры края ослаблен контроль за деятельностью подчиненных органов.
Отсутствовала четкая система исполнения требований приказов Генерального прокурора в части организации прокурорского надзора за предварительным следствием и раскрытием преступлений, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В прокуратурах г.Невинномысска, Грачевского, Шпаковского и некоторых других районов поступающие из Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры края руководящие документы в большинстве своем без должной проработки списывались в наряд и в практической деятельности не использовались. Проверки и выезды на места в ряде случаев носили поверхностный характер, нарушения и просчеты в работе прокуратур своевременно не выявлялись и меры по их устранению не принимались.
Принижен спрос с прокуроров и следователей за серьезные упущения и просчеты в работе, нарушения законности при расследовании преступлений, порочащие проступки.
Прокурор Благодарненского района Васильев В.А. длительное время халатно относился к исполнению служебных обязанностей, однако неоднократными проверками этой прокуратуры факты беззакония в его деятельности своевременно выявлены не были. После увольнения Васильева В.А. в прокуратуре обнаружено 122 подлежащих направлению в суд уголовных дела, по которым решения в установленном законом порядке длительное время не принимались. Прокурор края Лушников Ю.М. не дал принципиальной оценки этим грубейшим нарушениям законности. Генеральной прокуратурой в отношении Васильева возбуждено уголовное дело.
Руководители прокуратуры края крайне редко выезжали с проверками и оказанием помощи, особенно в прокуратуры отдаленных районов.
В организаторской деятельности краевой прокуратуры проявлялся формализм и заорганизованность. На места направлялись многочисленные задания и поручения. Планы работы ряда прокуратур полностью дублируют мероприятия прокуратуры края.
В выполнении задач, стоящих перед органами прокуратуры края, явно недостаточна организующая роль коллегии: на обсуждение коллегии вносилось по четыре-пять вопросов, порой без должной проработки; решения зачастую носили декларативный характер. Редко практиковалось заслушивание на заседаниях коллегии отчетов руководителей структурных подразделений аппарата, подчиненных прокуроров.
Не обеспечивалось необходимое взаимодействие структурных подразделений аппарата краевой прокуратуры в руководстве деятельностью горрайпрокуроров.
Организационные просчеты сказались на уровне работы органов прокуратуры края, результативности прокурорского надзора.
Установлены серьезные недостатки в организации надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, издаваемых органами исполнительной и законодательной власти края. В ряде случаев не проявлялась должная принципиальность и настойчивость в устранении нарушений закона.
Слабо использовались возможности аналитической работы для своевременного выявления негативных тенденций в структуре и динамике преступности, которая из года в год остается высокой. Распространены преступления, совершенные с применением оружия и взрывных устройств, похищением людей. Сохраняется сложная обстановка с преступностью несовершеннолетних.
Проверкой выявлены серьезные просчеты в организации работы следственного аппарата прокуратуры края и прокурорского надзора за расследованием преступлений. Ослаблен надзор за исполнением законов органами внутренних дел при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Многочисленные факты необоснованного прекращения уголовных дел по реабилитирующим основаниям, в том числе по тяжким преступлениям, вскрываются несвоевременно, незаконные решения отменяются спустя длительное время.
Из числа прекращенных уголовных дел свыше половины составляют дела, прекращенные за отсутствием события и состава преступления. В 1996 г. 371 уголовное дело прекращено за смертью обвиняемых. Законность таких решений не проверялась.
На 11 процентов увеличилось количество уголовных дел, приостановленных за неустановлением виновных.
На всех стадиях расследования влияние и роль надзирающих прокуроров явно недостаточны: на места происшествий они выезжают редко, конкретных указаний дают мало, обоснованность принимаемых решений лично не проверяют.
По большинству изученных уголовных дел о нераскрытых тяжких преступлениях выявлены многочисленные недостатки в организации следствия, что сказалось на установлении виновных. Расследование по этим делам проводилось поверхностно, необходимое взаимодействие с оперативно-розыскными службами не осуществлялось. Не было должного надзора за реализацией процессуальных полномочий по руководству следствием начальниками следственных и оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел.
Не обеспечивалось строгое соблюдение законности при арестах и задержаниях граждан. Распространены факты изменения меры пресечения в виде заключения под стражу на подписку о невыездах: только за 3 месяца 1997 г. - в отношении 96 человек, в том числе по делам об особо тяжких и тяжких преступлениях. Увеличилось число лиц, оправданных судами.
Не наступило коренного перелома в организации работы по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам и поддержанию государственного обвинения. Ухудшились показатели, характеризующие участие прокуроров в судебных процессах и кассационном опротестовании судебных постановлений.
Не уделялось достаточного внимания положению дел в следственных изоляторах и местах лишения свободы. Надзорные мероприятия планировались без учета реального состояния дел в колониях.
Не всегда предъявлялась требовательность к кадрам за состояние работы по жалобам и заявлениям граждан.
Серьезные просчеты допущены в руководстве управлением на Кавказских Минеральных Водах. Организационные принципы разграничения управленческих функций и компетенции структур аппарата прокуратуры края и управления глубоко проработаны не были.
Несмотря на нарастание негативных процессов в регионе и существенных недостатков в организации работы управления прокуратуры края, длительное время кардинальные меры по устранению причин такого положения не принимались.
Прокурор края Лушников Ю.М. и его заместитель - начальник управления Кравченко В.П. не проявили должной настойчивости и принципиальности в устранении недостатков и нарушений, выявленных проверкой Генеральной прокуратуры в 1994 году, попустительствовали нарушениям законности и не обеспечили делового взаимодействия в работе.
В марте 1997 г. коллегия прокуратуры края при односторонней оценке причин допущенных просчетов и недостатков в работе управления приняла поспешное решение о его реорганизации и наказании должностных лиц управления.
На основании изложенного приказываю:
1. За серьезные недостатки в организации работы, ненадлежащее исполнение приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, ослабление требовательности к кадрам за строжайшее соблюдение законности и служебного долга:
прокурору Ставропольского края государственному советнику юстиции 2 класса Лушникову Ю.М. объявить строгий выговор;
заместителю прокурора Ставропольского края - начальнику Управления прокуратуры края на Кавказских Минеральных Водах старшему советнику юстиции Кравченко В.П. объявить строгий выговор.
Предупредить Лушникова Ю.М. и Кравченко В.П., что если они в ближайшее время не примут исчерпывающих мер к исправлению положения дел, к ним будут приняты более строгие меры воздействия, вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Приказ прокурора Ставропольского края от 04.06.97 N 85-б в части наказания Кравченко В.П. отменить.
2. Первому заместителю Генерального прокурора Чайке Ю.Я., заместителям Генерального прокурора Катышеву М.Б., Розанову А.А., начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры взять на особый контроль деятельность прокуратуры Ставропольского края по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, осуществлению мер по улучшению работы с кадрами.
Провести в 1 квартале 1998 г. в порядке контроля проверку организации работы прокуратуры Ставропольского края и фактического устранения вскрытых недостатков.
О результатах проверки работы прокуратуры Ставропольского края см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 1998 г. N 35
С участием прокуратуры края в двухмесячный срок разработать и внести Генеральному прокурору Российской Федерации предложения о полномочиях и направлениях деятельности структурного подразделения прокуратуры на Кавказских Минеральных Водах.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чайку Ю.Я.
Приказ направить прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов Ставропольского края.
Генеральный прокурор |
Ю.И.Скуратов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 июля 1997 г. N 40 "О серьезных недостатках в организации работы органов прокуратуры Ставропольского края"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 23 мая 2001 г. N 32 настоящий приказ признан недействующим