Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Бочкарева А.Е.,
судей Фирсовой И.В., Никулина П.Н.,
при секретаре Карамновой В.А.,
с участием прокурора Жуковой Ю.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации города Коврова на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 апреля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Ковров и муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" в срок до **** года выполнить санитарно- эпидемиологические мероприятия по установке и вводу в эксплуатацию аппаратуры для контроля фактического дебита (приборов учета поднятой воды) на скважинах северного водозабора **** по адресу: ****; на скважинах юго-западного водозабора **** по адресу: ****; на скважинах южного водозабора N **** по адресу: ****; по ограждению первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин N **** у дома-интерната для престарелых по адресу: **** артезианских скважин юго-западного водозабора **** по адресу: ****
Заслушав доклад судьи Никулина П.Н., объяснения представителя администрации города Коврова Барановой И.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Жуковой Ю.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На территории муниципального образования город Ковров имеется 30 артезианских скважин, находящихся в муниципальной собственности и стоящих на балансе МУП "Водоканал", которое их эксплуатирует.
Добываемая из указанных скважин вода используется для удовлетворения производственных и хозяйственно-питьевых нужд МУП "Водоканал", поставки жителям города Коврова и передачи другим организациям.
В результате проведенной в **** года Ковровской городской прокуратурой проверки деятельности МУП "Водоканал" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (СанПин 2.1.4.1110-02), а именно: в нарушение пункта 3.2.1.5 СанПиН на северном водозаборе по адресу: ****, на скважинах ****, на юго-западном водозаборе по адресу: **** на всех скважинах ( ****), на южном водозаборе по адресу: **** на всех скважинных (N ****) отсутствует аппаратура для контроля фактического дебита (приборы учета поднятой воды); в нарушение пункта 3.2.1.1 СанПиН полностью отсутствует ограждение первого пояса зон санитарной охраны артезианской скважины N **** у дома-интерната для престарелых по адресу: ****, и на юго-западном водозаборе по адресу: **** полностью отсутствует ограждение первого пояса зон санитарной охраны всех артезианских скважин.
По результатам проведенной проверки **** директору МУП "Водоканал" внесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недропользовании.
В **** года Ковровской городской прокуратурой проведена контрольная проверка в ходе которой установлено бездействие по устранению нарушений, выявленных в **** года, а именно : приборы учета поднятой воды не установлены, на юго-западном и северном водозаборах не проведены работы по ограждению первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин.
Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском к администрации города Коврова, муниципальному унитарному предприятию "Водоканал", и с учетом уточнений просил возложить на них обязанности по выполнению санитарно-эпидемиологических мероприятий, а именно: установке и вводу в эксплуатацию аппаратуры для контроля фактического дебита (приборов учета поднятой воды) на скважинах северного водозабора по адресу: **** (скважины ****); ограждению первого пояса зон санитарной охраны артезианской скважины N **** у дома-интерната для престарелых по адресу: **** установке и вводу в эксплуатацию аппаратуры по контролю фактического дебита (приборы учета поднятой воды)на юго-западном водозаборе по адресу: **** на всех скважинах (N ****); ограждению первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин юго-западного водозабора по адресу: **** (скважины: ****); установке и вводу в эксплуатацию аппаратуры по контролю фактического дебита (приборов учета поднятой воды)на южном водозаборе по адресу: **** на скважинах N ****.
В судебном заседании помощник прокурора Шульгин О.Н., со ссылкой на материалы прокурорских проверок, иск поддержал по изложенным в нем основаниям, обосновав его требованиями положениями ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст.8,11, 24,39 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 ФЗ от 07.12.2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 года N35-Ф3 "О противодействии терроризму", Санитарных Правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.03.2002 N10. Полагал, что отсутствие приборов учета поднятой воды на артезианских скважинах и отсутствие ограждений зон санитарной охраны артезианских скважин нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Осуществление деятельности без приборов учета не позволяет с точностью определить количество поднятой воды и может привести к истощению подземных водных ресурсов, а также ведет к нарушению заполнения статистической информации.
Представитель ответчика МУП "Водоканал" Гуськова М.С. иск прокурора признала частично, не оспаривая доводы прокурора о необходимости установки на артезианских скважинах приборов учета поднятой воды. Указала, что в соответствии с представлением прокурора, по договору N **** от **** года МУП "Водоканал" приобрело **** турбинных счетчиков воды, из которых установлено ****, по муниципальному контракту, заключенному Управлением городского хозяйства администрации города Коврова, от **** года для МУП "Водоканал" было приобретено еще **** счетчиков воды, которые пока не установлены. Пояснила, что ограждения первого пояса зон санитарной охраны артезианской скважины N **** у дома-интерната для престарелых и инвалидов по адресу: **** и артезианских скважин юго-западного водозабора по адресу: ****, не установлены по причине отсутствия финансирования, в связи с чем, МУП "Водоканал" **** года направляло в администрацию города письмо об оказании содействия в реализации указанных мероприятий. Отметила, что до настоящего времени не утверждены проекты зон санитарной охраны на указанные артезианские скважины из-за отсутствия положительного экспертного заключения Центра гигиены и эпидемиологии во Владимирской области.
Представитель ответчика администрации города Коврова Баранова И.А. иск прокурора не признала. Считала администрацию города Коврова ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку для выполнения вопросов местного значения по организации водоснабжения населения города Коврова и водоотведения создано МУП "Водоканал", являющееся самостоятельным юридическим лицом, которое и должно выполнять в отношении находящихся у него на балансе артезианских скважин мероприятия санитарно-эпидемиологического характера.
Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержке исковых требований Ковровского городского прокурора.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Коврова просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, приведя в её обоснование те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в отсутствие не прибывших участвующих в нем лиц, надлежащим образом извещавшихся о слушании дела, но не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п.п. 4, 7.1, 8, 11, 32 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа водоотведения; участие в профилактике терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.Статья 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" предусматривает, что одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение терроризма, выражающееся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статьей 6 указанного Закона определены полномочия органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующей территории, в которые в числе иных входит принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения специализированными организациями своих обязательств.
В силу ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Из системного анализа перечисленных норм следует, что и организация водоснабжения населения г. Коврова и принятие мер по обеспечению качества питьевой воды в отсутствие специализированной организации, в силу закона является прямой обязанностью администрации г. Коврова.
Из материалов дела следует, что соответствующей специализированной организацией является МУП "Водоканал", который осуществляет деятельность по обеспечению питьевой водой из систем коммунального водопровода, бесперебойному пропуску сточных вод от абонентов до городских очистных сооружений, содержанию и ремонту водопроводно-канализационных сетей и сооружений города, находящихся на балансе предприятия, осуществлению химического и бактериологического контроля питьевой воды и сточных вод.
Часть 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п.п. 1 - 3 ст. 11 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, и предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу п.п.1, 3 ст. 39 названного закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Указанным постановлением предусмотрено, что зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены /п.1.4/.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Сторонами дела не оспаривались факты выявленных по результатам прокурорских проверок нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении указанных в иске источников водоснабжения, в результате которых создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Применительно к приведенным положениям нормативных актов и ст.ст. 210, 294 ГК РФ именно МУП "Водоканал", как юридическое лицо, эксплуатирующее переданные ему артезианские скважины на праве хозяйственного ведения, является надлежащим ответчиком по делу, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
Обязанность по осуществлению конкретных санитарно-эпидемиологических мероприятий, выполнения которых требовал прокурор, действующим законодательством возложена на соответствующие специализированные коммунальные организации, уполномоченные эксплуатировать объекты водоснабжения.
Органы местного самоуправления не осуществляют деятельность по добыче (изъятию) пресных вод из водных объектов, не являются водопользователями и не эксплуатируют объекты водозабора, в связи с чем не могут быть надлежащим ответчиком по заявленным требованиям при наличии соответствующей специализированной уполномоченной на это организации.
Водный кодекс РФ возлагает на собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов обязанность вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ).
Статьей 22 Закона РФ "О недрах" установлены обязанности пользователя недр по обеспечению соблюдения требований законодательства; представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдению утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 (ред. от 19.03.2013) утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.
В соответствии с Порядком обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Из вышеизложенного следует, что в данном случае обязанность по установке оборудования для учета забора воды на скважинах возложена на недропользователя, каковым ответчик администрация г. Коврова не является. В связи с этим, законные основания для возложения на последнюю обязанности оборудовать приборами учета артезианские скважины, из которых осуществляется отбор воды МУП "Водоканал", отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска прокурора к администрации г. Коврова подлежит отмене.
Однако, не является основанием к отмене решения довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда, так как вопрос о границах ограждений судом первой инстанции не решался, а рассматривался только вопрос о необходимости установки такого ограждения. Границы же первого пояса ЗСО, как следует из вышеприведенных норм СанПиНа, могут быть установлены только в проекте ЗСО, при этом их размеры могут быть сокращены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 апреля 2015 года в части удовлетворения иска Ковровского городского прокурора к администрации города Ковров отменить и вынести в этой части новое судебное постановление.
Отказать Ковровскому городскому прокурору в удовлетворении иска к администрации города Коврова.
В остальной части решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 апреля 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий А.Е. Бочкарев
Судьи: И.В. Фирсова
П.Н. Никулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.