Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Бучневой О.А., Босси Н.А.,
при секретаре: Калугиной И.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2015 года гражданское дело по иску Ишиной Л.С. к ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" о защите права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Ишиной Л.С. на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ишина Л.С. обратилась в суд с иском к ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" о защите права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации морального вреда, указав, что она состоит в браке с И., но проживают они раздельно и зарегистрированы по разным адресам: И. по адресу: ***, Ишина Л.С. - с *** в доме ***, являясь его собственником. С *** года ей и мужу выплачивались субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по этим двум адресам. *** они подали все необходимые документы для дальнейшей выплаты им субсидии по двум адресам. С *** выплата субсидии по адресу: *** с *** была прекращена на том основании, что в ходе проверки ее личного дела было выявлено, что она является членом семьи И., который является получателем субсидии по адресу: ***, а гражданам и членам их семей предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Однако, она и И. зарегистрированы и проживают по разным адресам, по которым с *** они уже получали две субсидии, поэтому прекращение предоставления ей субсидии она считает незаконным, противоречащим постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Просила признать факт нарушения ее прав на получении субсидии со стороны ответчика, отменить решение о прекращении выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с *** г., обязать ответчика выплатить субсидию за период с *** по ***, взыскать материальный вред в виде расходов на государственную пошлину, бензин, изготовление ксерокопий на общую сумму *** руб и компенсацию морального вреда в размере *** руб.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2015 года в иске Ишиной Л.С. отказано.
В апелляционной жалобе на указанное решение суда Ишина Л.С. просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований.
Считает, что судом не были исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и суд дал неверную оценку представленным доказательствам. Она является собственником жилого помещения в *** и зарегистрирована одна по данному адресу с *** С *** по *** она являлась получателем субсидии, субсидия предоставлялась с учетом дохода супруга в соответствии с п. 33 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761. Ее супруг И. является собственником дома ***, зарегистрирован в нем один и является получателем субсидии с *** до *** с учетом дохода супруги, проживающей совместно с собственником жилого помещения, и с *** по *** также с учетом дохода супруги, зарегистрированной по месту проживания по другому адресу.
По ее мнению, суд неправильно применил п. 41 Правил, ст. 31 ЖК РФ, которые подтверждают ее право на получение субсидии на жилищно-коммунальные услуги, так как она проживает одна и не входит в состав семьи получателя субсидии по дому *** И.
Ссылается на решение Верховного суда РФ от 17.04.2007 г. N ГКПИ 07-6 по заявлению Р. о признании недействующим пункта 33 Правил и считает, что суд неправильно применил норму материального права, указав, что основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. По мнению автора жалобы, доходы считаются совместной собственностью супругов и учитываются при исчислении совокупного дохода семьи при определении размера субсидии супруге (супругу) независимо от их раздельного или совместного проживания. Однако, законом не предусмотрен запрет субсидирования супругов в случае проживания их по разным адресам.
Проверив материалы дела, выслушав Ишину Л.С., поддержавшую доводы жалобы, представителя ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" Колтинову Н.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Ишиной Л.С. на праве собственности принадлежит жилой дом ***. До *** Ишина Л.С. была зарегистрирована по месту жительства в доме ***, право собственности на который зарегистрировано за И. - супругом Ишиной Л.С.
С *** Ишина Л.С. зарегистрирована по месту жительства в доме ***. С *** Ишина Л.С. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" от *** *** выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ишиной Л.С. прекращена с *** года.
Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснил, что прекращение выплаты субсидии Ишиной Л.С. вызвано тем, что, как выяснилось позднее, она не имеет право на субсидию, поскольку получателем субсидии с *** является ее муж И. Поскольку И. и Ишина Л.С. состоят в зарегистрированном браке, они являются членами одной семьи, а на одну семью может предоставляться только одна субсидия, следовательно, Ишиной Л.С. субсидия назначена ошибочно.
Разрешая спор и, отказывая Ишиной Л.С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что И. и Ишина Л.С. состоят в зарегистрированном браке, следовательно, являются членами одной семьи и в силу п.41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут получать только одну субсидию на одно жилое помещение.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют, в том числе, собственники жилых помещений (п.4 ч.2 ст.159 ЖК РФ).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3 ст.159 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила).
Согласно п.3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В силу п.4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В соответствии с подп. "б" п. 18 Правил в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 41 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Анализируя в совокупности положения п.4, подп. "б" п.18, п.41 Правил, ст. 31, ч.3 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что при установлении состава семьи получателя субсидии определяющим является факт совместного проживания получателя субсидии и членов его семьи.
И. и Ишина Л.С. совместно не проживают, следовательно, исходя из вышеприведенных норм права, их нельзя считать членами одной семьи при определении их права на получение субсидии.
Кроме того, согласно п.42 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России N58, Минздравсоцразвития России N403 от 26.05.2006г. (далее по тексту Методических рекомендаций), граждане, не являющиеся членами семьи получателя субсидий, могут иметь самостоятельное право на субсидию, если они соответствуют всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1-6 Правил.
Таким образом, Ишина Л.С., проживая в отдельном жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности, и не являясь членом семьи И., может иметь самостоятельное право на субсидию.
Доводы ответчика в обоснование законности решения о прекращении выплаты субсидии Ишиной Л.С. и в подтверждение своей позиции по делу сводятся к тому, что поскольку доход И. при назначении ему субсидии рассчитывается с учетом дохода его супруги Ишиной Л.С., следовательно, они являются членами одной семьи и, соответственно, вправе получать только одну субсидию на одно жилое помещение. При этом ответчик указывает, что данные выводы следуют из положений пунктов 18, 41 и 33 Правил.
Однако, данный довод нельзя признать обоснованным.
В силу п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Согласно п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Из указанного пункта Правил не следует, что при учете доходов не проживающего совместно с получателем субсидии супруга, последний считается членом семьи получателя субсидии применительно к пунктам 18 и 41 Правил.
Поскольку регистрация брака порождает обязанность супругов оказывать друг другу материальную помощь, следовательно, предоставление сведений о доходе супруга, проживающего раздельно, обусловлено необходимостью именно установления материального положения гражданина, обращающегося с заявлением о предоставлении субсидии, с целью определения его права на получение субсидии исходя из материального положения.
То есть пункт 18 и пункт 41, а также пункт 33 Правил, на которые ссылается ответчик, регулируют различные вопросы, имеющие отношение к институту субсидий. Так, пунктами 18 и 41 Правил определяется состав семьи собственника жилого помещения, претендующего на получение субсидий, для дальнейшего расчета размера субсидии, и количество субсидий предоставляемых на одно жилое помещение, а пунктом 33 Правил определяется порядок исчисления дохода получателя субсидии с целью определения его права на получение субсидии. При этом порядок исчисления дохода получателя субсидии (с учетом дохода супруга) не влечет автоматического включения супруга, проживающего раздельно, в состав семьи получателя субсидии, поскольку при этом отсутствуют условия, предусмотренные ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правила не содержат положений, свидетельствующих о том, что супруги, являющиеся собственниками разных жилых помещений, и проживающие раздельно, не вправе одновременно быть получателями субсидии, если их совокупный доход с учетом дохода друг друга, ниже установленной нормы.
В соответствии с п.24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
То есть предоставление субсидии обусловлено проживанием получателя субсидии и членов его семьи в том жилом помещении, на которое предоставляется субсидия.
Кроме того, в соответствии с п.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 1 февраля 2010г. N83 "О порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий и установления областных стандартов нормативной площади жилого помещения, областных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи", размер стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, составляет для семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи; для семьи, состоящей из двух человек, - 42 квадратных метра общей площади жилого помещения; для одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
Следует отметить, что размер предоставляемой И. субсидии производится в соответствии с действующим законодательством, из расчета размера стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий для одиноко проживающего гражданина, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика. То есть И. предоставляется субсидия по месту регистрации на одного человека, что опровергает доводы ответчика о включении ими Ишиной Л.С. в состав семьи И.
Таким образом, в связи с тем, что Ишина Л.С. в силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не является членом семьи И., не проживает совместно с ним, она имеет самостоятельное право на субсидию на жилое помещение, в котором проживает, с учетом доходов ее супруга И., а, следовательно, решение ответчика о прекращении выплаты субсидии Ишиной Л.С. с *** подлежит отмене.
Поскольку Ишиной Л.С. предоставлялась субсидия с ***, то на момент прекращения выплаты субсидии шестимесячный срок, на который предоставляется субсидия (п.41 Правил), не истек, а, следовательно, выплата субсидии должна быть возобновлена.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска о признании незаконным решения о прекращении выплаты субсидии и возобновлении такой выплаты по вышеизложенным основаниям.
Оснований для удовлетворения требований Ишиной Л.С. о перерасчете выплаченной субсидии за *** и *** года не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что субсидия за указанный период выплачена в меньшем размере, нежели предусмотрено законом.
Как пояснил представитель ответчика в суде апелляционной инстанции размер субсидии, выплаченной истице в *** и *** года действительно был определен неверно: в *** года ей переплачено *** руб., а в *** -не доплачено *** руб. Таким образом, не доплаты субсидии в совокупности за два месяца не произошло, что истцом не опровергнуто.
Не имеется оснований и для удовлетворения иска Ишиной Л.С. о взыскании компенсации морального вреда, а также ущерба в виде оплаты на бензин, ксерокопирование документов, поскольку доказательств причинения нравственных или физических страданий, а также несения указанных расходов истцом суду не представлено.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При подаче искового заявления Ишина Л.С. оплатила государственную пошлину в размере *** рублей.
В связи с удовлетворением исковых требований Ишиной Л.С. уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлина подлежит взысканию в ее пользу с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 24 февраля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Ишиной Л.С. удовлетворить частично.
Приказ ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" от *** года *** о прекращении выплаты субсидии Ишиной Л.С. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с *** года отменить.
Обязать ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" возобновить выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Ишиной Л.С. с *** года.
Взыскать с ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Рассказово и Рассказовского района" в пользу Ишиной Л.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере *** руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ишиной Л.С. отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.