Судья Пензенского областного суда Рыжов В.М.,
при секретаре Киселевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Кучакова Б.С. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кучакова Б.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.06.2015 Кучаков Б.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Кучаков Б.С. выразил свое несогласие с указанным постановлением в части назначения ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что он въехал на территорию Российской Федерации и проживает более 10 лет, его жена и дочь также проживают и имеют разрешение на временное проживание в России до 2018 года. В марте 2015 года он подавал заявление о выдаче разрешения на временное проживание в России, однако в мае 2015 вынужден был заявление отозвать ввиду отсутствия положительного ответа на запрос УФМС из Оренбургской области. При этом ему разъяснили, что он имеет право выехать из России до 11.06.2015, что он и пытался сделать, но его задержали в г.Пензе 10.06.2015 и привлекли к административной ответственности. Просил с учетом смягчающих обстоятельств: отсутствие совершенных правонарушений на территории России за 10 лет, наличие на иждивении 2 малолетних детей, проживающих с матерью в с. "данные изъяты", подготовка жены к операции, непересечение границы России по независящим от него обстоятельствам изменить постановление судьи Железнодорожного районного суда от 11.06.2015, исключив из него указание об административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ.
В судебное заседание суда второй инстанции Кучаков Б.С. не явился, будучи надлежаще извещенным.
Заслушав объяснения представителя УФМС РФ по Пензенской области Вяткиной Ю.В., просившей об отказе в удовлетворении жалобы, объяснения составившего протокол об административном правонарушении "данные изъяты" оставившего разрешение жалобы Кучакова на усмотрение суда, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления судьи, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (ч.2).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10.06.2015 сотрудниками ОБДПС ГИБДД УМВД России по г.Пензе выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Кучаков Б.С., "данные изъяты" года рождения, прибывший на территорию РФ 01.11.2014, срок временного пребывания на территории России для него истек 11.05.2015, который в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении срока временного пребывания не выехал из Российской Федерации.
Таким образом, Кучаков Б.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Кучаковым Б.С. данного административного правонарушения им не оспаривается и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.06.205 (л.д.19), объяснением Кучакова Б.С., копией его миграционной карты, копией отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и другими материалами дела об административном правонарушении.
Постановление о назначении Кучакову Б.С. административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, при назначении Кучакову Б.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей не были в полной мере учтены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Кучаков Б.С. более 10 лет проживает на территории России в Республике "данные изъяты" 01.11.204 въехал на территорию России, где проживал по временному разрешению до 11 мая 2015. Из ксерокопий представленных в дело документов видно, что в 2007 году Кучаков зарегистрировал брак с "данные изъяты", от брака с которой у него имеется двое малолетних детей. Срок временного проживания на территории России "данные изъяты" продлен до 2018 года. "данные изъяты" имеет постоянную регистрацию в с. "данные изъяты"
Как следует из объяснений Кучакова Б.С., он не хотел бы на длительное время разлучаться с семьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Кучакова Б.С. на уважение семейной жизни.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая, вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных и социальных связей Кучакова Б.С. с Российской Федерацией, а также то, что Кучаков Б.С. считается не совершавшим административных правонарушений на территории Российской Федерации, в настоящее время намерен устранить нарушение миграционного законодательства, легализовав свое нахождение на территории Российской Федерации, прихожу к выводу, что назначение Кучакову Б.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является явно несоразмерным и противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.06.2015 подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Кучакову Б.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пензенского областного суда
РЕШИЛ:
Жалобу Кучакова Б.С. удовлетворить.
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.06.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кучакова ФИО9 изменить: исключить указание на назначение Кучакову Б.С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы от 11.06.2015 оставить без изменения.
Судья: В.М. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.