Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вход
Приложение N 1
по техническому надзору Государственной
автомобильной инспекции
Номенклатура
составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств, влияющих на безопасность дорожного движения, и основные свойства и параметры безопасности
Номенклатура составных частей конструкции транспортных средств и дополнительных устройств к ним, влияющих на безопасность дорожного движения |
Основные свойства и параметры безопасности |
1 | 2 |
1. Активная безопасность. | Совокупность свойств и параметров составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств к ним, способствующих предотвращению дорожно-транспортного происшествия. |
1.1. Автотранспортное средство в целом. |
Стандартные габариты, полная масса и ее распределение по мостам. Минимальный радиус поворота по колее наружного колеса, минимальный габаритный радиус поворота, ширина габаритного коридора при установившемся движении по кругу с минимальным радиусом, обеспечивающие осуществление поворотов и разворотов на проезжей части дороги без создания помех движению. |
1.2. Двигатель. | Удельная мощность и мощность двигателя, обеспечивающая максимальную скорость, интенсивность разгона, максимальный (по условиям тяги) подъем, преодолеваемый на высшей и низшей передачах. |
1.3. Рулевое управление. | Кинематическое передаточное отношение рулевого управления, наибольший конструктивный люфт при нулевом угле поворота управляемых колес, наибольшая сила, прилагаемая к ободу рулевого колеса, обеспечивающие легкость управления автотранспортным средством и его движение в заданных условиях по заданной траектории с отклонениями, не превышающими допустимые, не вызывая утомляемости водителя. |
1.4. Тормозные системы. Рабочая, запасная (аварийная), стояночная. |
Наличие, эффективность торможения, оптимальное распределение тормозных сил между осями и колесами одной оси. Для некоторых моделей прицепов, в зависимости от их полной массы, применение тормозных систем может быть признано необязательным. |
Устройства, сигнализирующие об отказе в рабочей тормозной системе. |
Наличие, исправность. |
1.5. Колеса и шины. | Надежность крепления колес. Соответствие типу, модели и массе автотранспортного средства. Максимальный коэффициент сцепления шин с дорогой при любом типе покрытия и состоянии проезжей части. |
1.6. Внешние световые приборы и световозвращатели. |
Количество, цвет света, размерные параметры и размещение их на автотранспортном средстве, обеспечивающие заданные углы видимости, достаточную освещенность дороги впереди движущегося транспортного средства и отсутствие ослепляющего действия. |
1.7. Сцепные устройства. | Устройства для буксировки прицепов и полуприцепов, обеспечивающие следование прицепного звена за автомобилем-тягачом в заданных условиях в пределах динамического коридора заданной ширины, исключение самопроизвольного отцепления. |
1.8. Стекла. | Обеспечение необходимой обзорности без бликов и искажения видимых предметов. |
1.9. Стеклоочистители, стеклоомыватели и устройства для обдува и обогрева стекол. |
Обеспечение хорошей обзорности и видимости при любых погодных, климатических условиях и режимах эксплуатации. |
1.10. Органы управления и контрольно-измерительные приборы. |
Размещение основных органов управления, контрольно-измерительных, сигнальных приборов и выключателей, а также их условные обозначения и маркировка. Регулировка интенсивности подсветки приборов и их четкая видимость в любое время суток. Исключение бликов и отражений подсвеченных контрольно-измерительных приборов на ветровом стекле. |
1.11. Сиденье водителя. | Удобство посадки, управления автомобилем, доставания до органов управления. Наличие механизма регулировки, обеспечение хорошей обзорности. |
1.12. Звуковой сигнал. | Частота, сила звука и направленность, обеспечивающие его слышимость в плотном транспортном потоке. |
2. Пассивная безопасность. | Совокупность свойств и параметров составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств к ним, способствующих предотвращению или снижению тяжести травм водителя, пассажиров и других участников движения в процессе дорожно-транспортного происшествия. |
2.1. Кузов легкового автомобиля и автобуса, кабина грузового автомобиля. |
Ударно-прочностные свойства, исключающие опасную для жизни водителя и пассажиров деформацию пассажирского салона при столкновениях и опрокидываниях. Согласованность деформации передней части с действием и продолжительностью срабатывания ремней безопасности при фронтальных столкновениях. Надежность крепления груза или наличие на грузовых автомобилях предохранительных устройств, препятствующих смещению груза при фронтальном столкновении. Отсутствие на внешней поверхности острых выступов, углов и кромок. |
2.2. Выступающие декоративные детали и дополнительные устройства, зеркала заднего вида. |
Способность утапливаться, изгибаться или отрываться без образования острых углов и кромок при усилиях, исключающих нанесение серьезных травм пешеходам. |
2.3. Буфера. | Предохранение кузова от повреждений при столкновениях на небольших скоростях и при парковке. Исключение зацепления пешеходов и других участников движения. Надежность перекрытия буферов легковых автомобилей по высоте при столкновениях. Наличие энергопоглощающих предохранительных устройств в задней части грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, исключающих подъезд под них передней части легкового автомобиля. |
2.4. Двигатель | Исключение проникновения двигателя в салон (кабину) при фронтальном ударе. |
2.5. Запирающие механизмы, ручки и навески дверей. |
Исключение заклинивания и самопроизвольного открывания дверей под действием нагрузок, возникающих при столкновениях и опрокидываниях. Размещение ручек легковых автомобилей в углублениях дверей. Наличие на автобусах сигнализации о незакрытых дверях или устройств, предотвращающих трогание с места при открытых дверях. |
2.6. Лобовое, заднее и боковые стекла. |
Исключение образования при ударах острых краев и осколков, способных причинить серьезные травмы водителю и пассажирам. |
2.7. Рулевое колесо и рулевая колонка. |
Исключение опасного проникновения рулевой колонки в салон, поглощение энергии удара в целях защиты водителя от травм при столкновениях. |
2.8. Панель приборов. | Способность поглощения энергии удара. Отсутствие острых углов и кромок. |
2.9. Детали внутреннего оборудования. |
Травмобезопасность. |
2.9.1. Зеркала заднего вида, противосолнечные козырьки, рукоятки, ручки, рычаги, кнопки и др. |
Способность деформироваться или утапливаться и обламываться без образования острых выступов и кромок при соударении с ними частей тела человека или размещение их вне зоны возможного удара. |
2.9.2. Потолок кузова (салона, кабины), внутренние панели дверей и боковые стойки. |
Наличие энергопоглощающей прокладки под обивочным материалом. |
2.10. Сиденья, их регулировочные устройства. |
Исключение возможности разрушения под действием нагрузок, возникающих при фронтальных столкновениях и опрокидываниях. Травмобезопасность спинки сидений (кроме задних). Наличие травмобезопасных подголовников на всех сиденьях легковых автомобилей. |
2.11. Ремни безопасности. | Снижение тяжести травм пользователей во время столкновения и опрокидывания; удобство пользования; энергоемкость. |
3. Послеаварийная безопас- ность. |
Совокупность свойств и параметров составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств к ним, способствующих быстрой эвакуации водителя и пассажиров после совершения дорожно-транспортного происшествия. |
3.1. Автотранспортное средство в целом. |
Возможность быстрой эвакуации водителя и пассажиров из поврежденного транспортного средства в случае любого вида дорожно-транспортного происшествия или при возникновении пожара. Наличие на автомобилях легкодоступных мест для размещения огнетушителя, медицинской аптечки и знака аварийной остановки. |
3.2. Запирающие механизмы и навески дверей. |
Возможность открывания дверей изнутри и снаружи после любого вида дорожно-транспортного происшествия. |
3.3. Аварийные выходы (двери, окна, люки). |
Количество, размеры и расположение аварийных выходов должны обеспечивать доступность и возможность открывания изнутри и снаружи после любого вида дорожно-транспортного происшествия и в случае возникновения пожара. |
4. Пожарная безопасность. | Совокупность свойств и параметров составных частей конструкции автотранспортных средств и дополнительных устройств к ним, способствующих предотвращению и ликвидации пожара при дорожно-транспортном происшествии. |
4.1. Автотранспортное средство в целом. |
Наличие устройств для отключения источников электроэнергии, приводимых в действие с места водителя. Исключение размещения аккумуляторной батареи в кабине и пассажирском салоне. Установка и надежная фиксация огнетушителя в легкодоступном месте. |
4.2. Внутренняя отделка. | Применение трудновоспламеняющихся материалов, не токсичных при горении и тлении. |
4.3. Топливный бак и топливопроводы. |
Обеспечение герметичности, защиты от механических повреждений, исключение возможности разрушения в случае дорожно-транспортного происшествия. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.