СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 01 июня 2015 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО "Сыктывкар" и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 марта 2015 года, по которому
на администрацию МО ГО " Сыктывкар" возложена обязанность предоставить Каневой Ю.В. благоустроенное жилое помещение в черте города Сыктывкара на условиях специализированного найма, площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Каневой Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Канева Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на состав семьи 1 человек в черте города Сыктывкара, указав в обоснование требований, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; постановлением администрации МР "Прилузский" от ... года N ... включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда; в настоящее время закончила Коми Республиканский агропромышленный техникум, постоянно проживает в городе Сыктывкаре, однако своего жилья не имеет.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Представитель ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" и представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Коми иск не признали, указав, что Канева Ю.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прилузском районе Республики Коми, с ... года по договору социального найма была обеспечена жилым помещением по адресу: ... ; истцу администрацией МО МР "Прилузский" неоднократно предлагались жилые помещения на территории Прилузского района Республики Коми, от которых она отказалась; проживание истца на территории города Сыктывкара является временным и связано с получением образования.
Представители третьих лиц администрации сельского поселения "Вухтым" и Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию Прилузского района, допрошенные в порядке судебного поручения, требования истца поддержали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ГБУ Республики Коми "Центр правового обеспечения", действующего в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми на основании доверенности, также поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с тем, что жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда может быть предоставлено истцу только на территории Прилузского района Республики Коми; внеочередное предоставление жилого помещения по решению суда нарушит права иных очередников из числа детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся, что в силу части 3 статьи 17 Конституции РФ недопустимо.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Канева Ю.В., ... года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ...
Постановлением главы администрации Вухтымского сельсовета МО "Прилузский район" N ... от ... года за несовершеннолетней Каневой Ю.В. было сохранено право пользования жилым помещением по месту регистрации матери Л ... по адресу: ... ; в последующем указанное постановление было отменено постановлением администрации сельского поселения " ... " от ... как неправильно принятое.
Фактически несовершеннолетняя Канева Ю.В. проживала у своей бабушки В., которая являлась ее опекуном, по адресу: ... , где и была зарегистрирована по месту жительства с ... года.
Согласно заключению межведомственной комиссии МР " Прилузский" от ... года квартира ... дома ... по улице ... не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и непригодна для постоянного проживания. С ... года по указанному адресу Канева Ю.В. снята с регистрационного учета.
Жилое помещение по адресу: ... на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ... года принадлежит Г.
Постановлением администрации муниципального района "Прилузский" N ... от ... года истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ... года (с даты постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Агентством Республики Коми по социальному развитию).
В связи с отсутствием жилья Канева Ю.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ... году обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ... года Каневой Ю.В. отказано в постановке на учет на территории МО ГО "Сыктывкар" в связи с тем, что она выявлена в качестве ребенка-сироты на территории Прилузского района, где находилась под опекой и была включена в договор социального найма жилого помещения по адресу: ... , сведений о нахождении на территории города Сыктывкара под опекой (попечительством), в приемной семье не представлено.
По сведениям администрации МР "Прилузский" Каневой Ю.В неоднократно предлагались жилые помещения на территории Прилузского района, от которых она отказывалась.
В ... году Канева Ю.В. закончила ... среднюю образовательную школу, с ... по ... год обучалась в ... техникуме и проживала в общежитии техникума; после окончания техникума снимала жилье, а с ... года проживает у двоюродной тети по адресу: ... , где зарегистрирована с ... года. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Е. ( ... доли) и И. ... доля).
До настоящего времени Каневой Ю.В. благоустроенное жилье не предоставлено.
Разрешая спор, суд правильно исходил из вывода о том, что истец имеет право на получение жилья в черте города Сыктывкара как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее жилья, однако данное право ею не реализовано.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Законом Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона установлено, что жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Суд, установив, что Канева Ю.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достигла возраста ... лет, с ... года ее местом жительства является город Сыктывкар, до настоящего времени в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечена, а другого жилья не имеет, пришел к обоснованному выводу о наличии у Каневой Ю.В. права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда МО ГО "Сыктывкар" и правомерно удовлетворил заявленные требования, возложив на ответчика обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Размер площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Каневой Ю.В., определен судом первой инстанции правильно, в соответствии с законодательством Республики Коми и с учетом пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1203, и в апелляционных жалобах не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы ГБУ РК "Центр правового обеспечения" о том, что внеочередное предоставление жилого помещение Каневой Ю.В. в порядке исполнения решения суда фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенный в сводный список для получения жилья ранее истца, что недопустимо, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ).
Утверждение в апелляционной жалобе ГБУ РК "Центр правового обеспечения" о том, что в соответствии с действующим законодательством жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда может быть представлено Каневой Ю.В. только на территории МР "Прилузский" является несостоятельным.
Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц (пункт 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
По правилам статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом в соответствии со статьями 1 и 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин свободен в выборе места жительства.
Из материалов дела следует, что Канева Ю.В. с момента поступления в ... году В ... проживает в городе Сыктывкаре, с ... года постоянно проживает по адресу: ... Данный факт подтвердили допрошенные судом свидетели В. и Е.
Суд первой инстанции, установив фактическое место жительства истца на территории города Сыктывкара и приняв во внимание, что предоставление жилого помещения в Прилузском районе Республики Коми может привести к нарушению права лица на выбор места жительства, разрушению социальных и иных связей, которые имеются в настоящее время у Каневой Ю.В. по месту жительства, что недопустимо, правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту фактического жительства истца.
Ссылка в апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на то, что Канева Ю.В. выявлена в качестве ребенка-сироты на территории Прилузского района, где также находилась под опекой, на законность принятого решения не влияет, так как Канева Ю.В. закрепленного жилого помещения ни в Прилузском районе, ни в другом муниципальном образовании не имеет, в настоящее время в Прилузском районе не зарегистрирована и не проживает, ранее представленное жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы - необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения" в интересах Министерства труда и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.